Загрузить еще

Эксперимент "КП": как мы одевались в украинское

Обещание украинского премьера одеть и обуть всех украинцев в одежду отечественного производства вызвало нешуточный резонанс. И, несмотря на то что в целом мы ничего против наших фабрик не имеем (подробнее см. опрос "КП"), все же терзают сомнения: а хватит ли на всех украинского ширпотреба? Искать ответ на этот вопрос мы отправились на рынок.

Задача перед нами стояла простая: одеть в одежду от отечественного производителя подростка. Нашим экспертом выступила 17-летняя Диана. Из предложенного рыночного многообразия она попыталась выбрать понравившиеся вещи с украинской родословной.
 
Неопознанный сарафан
 
Первые полчаса на рынке успехом не увенчались. Услышав, что нам нужна непременно украинская одежда, продавцы только руками разводили: "А где же ее взять? У нас даже вышиванки, и те уже в Китае шьют!" 
 
В конце концов в одном из магазинчиков продавец Светлана вспомнила, что в конце лета ей знакомая привозила под реализацию черные трикотажные сарафаны, пошитые на одной из столичных фабрик. Всего их было пять штук, и за полгода она смогла продать четыре. Стало быть, нам повезло!
 
- Берите, хорошая цена, - оживилась продавщица. - 285 грн. в закупке, за столько и отдам. Все равно дороже никто не возьмет.
 
- А он точно украинский? - сомневаемся мы. 
 
- Да точно! Вот же написано! - Светлана выворачивает сарафан наизнанку и… ничего не находит. "50% шерсти, 50% акрила" - это вся информация. И ни одного опознавательного знака.
 
Диане сарафан не очень нравится, но она соглашается его примерить, поскольку выбора особого нет. В этом же павильоне мы находим под сарафан желтый гольфик Chantal - как уверяет продавец, тоже украинский.
 
- Трикотаж китайский - хлопок плюс вискоза, а шьют у нас. Сидят отлично из-за того, что лекала хорошие, - расхваливает товар продавец. - Берите, не пожалеете - я их уже не первый год продаю, все очень довольны.
 
Харьковская Gina Baccon
 
В одном из павильонов, торгующих верхней одеждой, продавец показала нам длинные куртки из Харькова. Правда, в то, что их произвели именно на харьковской фабрике, пришлось верить на слово, поскольку на лейбле гордо значилось Gina Baccon.
 
- Да вы не сомневайтесь - точно в Харькове шьют! - убеждала нас продавец. - И цена отличная - в начале сезона по 950 грн. продавали, а сейчас уже по 650 отдаем. А на лейбл не смотрите: какие на фабрике есть, такие и цепляют.
 
Уж в чем-чем, а в последнем сомневаться не приходилось. Во внутренний шов была вшита бирка с составом 80% хлопка и 20% полиэстера, но невооруженным глазом было видно: ни внешняя ткань, ни материал подкладки с хлопком даже рядом не лежали! 
 
- По правилам информация о составе и о размере должна быть указана, вот и вшивают, - уже почти оправдывается продавец. - А что на них написано, никто не читает, потому что тут может быть все что угодно!
 
Фасон у курток, мягко говоря, странный: все изделие сверху донизу простегано резинками. В результате человек, облаченный в это чудо легкой промышленности, становится похож на перетянутую шпагатом колбасу. 
 
- Может, найдется другой фасон? - Диана все еще надеется на лучшее.
 
- Нет, другие не шьют, - уверенно отвечает продавец и тут же поясняет: - Производитель таким образом перестраховывается, и ему не нужно изучать рынок - сколько каких размеров шить. Ведь из-за резинок такую куртку можно надеть и на 44-й размер, и на 46-й, и даже на 48-й!
 
Кстати, на самой куртке указано, что это 50-й размер. Но поскольку нас уже убедили не обращать на бирки внимания, мы не привередничаем.
БЫЛО Пальто Zara 1300 грн. Пуловер Zara 130 грн. Брюки Bershka 350 грн. Ботинки Dr. Martens 800 грн. Ремень Cavalli 650 грн. ИТОГО: 3230 грн. Фото: Максим ЛЮКОВ. 
 
Днепропетровский дерматин
 
С сапогами оказалось сложнее всего - подавляющее большинство рыночных торговцев ни в какую не хотят связываться с отечественными обувщиками.
 
- Один раз продать не фокус, это каждый может, - поясняет Андрей, торгующий обувью уже больше 10 лет. - Но мне нужно, чтобы покупатель вернулся, а если я продам ему днепропетровские сапоги, он будет обходить меня десятой дорогой!
 
Через некоторое время, примерив несколько зимних сапожек, мы поняли, что Андрей имел в виду.
 
Начнем с того, что на всем огромном рынке мы нашли только один магазин, торгующий отечественной обувью. Причем мужская обувь здесь от харьковских обувщиков, а женская - от днепропетровских. Все сапоги исключительно черного цвета и похожих фасонов, а цены немалые - от 600 грн.
 
Проблема пришла с неожиданной стороны - оказалось, что на Дианиной ноге не сходится голенище. Мы померили нужный ей 37-й размер, затем - 38-й, 39-й… Молния с трудом сошлась только на сапоге 41-го размера! 
 
Продавец поспешила успокоить - дело не в нас! Подобная проблема возникает практически у всех покупателей, оттого и продается обувка плохо. Дело в том, что по всему голенищу сапога вшит очень толстый искусственный мех, а припуск на него, по всей видимости, сделать забыли.
 
- Сам сапог мне велик на несколько размеров, при этом вверху нога сжата, словно тисками, - поделилась впечатлениями Диана.  - Сапоги очень жесткие, грубые. К тому же в них очень жарко, мне кажется, столько меха в голенище - это совершенно лишнее.
 
Из всей найденной с таким трудом одежды Диана не захотела себе оставить ничего. "Мне не нужны эти вещи не потому, что они украинские, - говорит она. - Просто они мне не нравятся. Бывает так, что вещь изначально понравилась, но мне лично не идет, и то я отказываюсь от покупки. А эти вещи мне не нравились, даже когда они висели на плечиках!"
 
Кстати, Диана, как и большинство наших читателей, совершенно не против поддерживать украинского производителя, но в данном случае это не актуально. Кого же здесь поддерживать, если производители тщательно скрываются за наборами английских букв и ни в какую не хотят признавать свое авторство? Может, стесняются?
Стало Куртка 650 грн. Гольф 165 грн. Сарафан 285 грн. Сапоги 665 грн. Колготы 60 грн. ИТОГО: 1825 грн. Фото: Максим ЛЮКОВ. 
 
Вывод 
Из всей найденной с таким трудом одежды Диана не захотела себе оставить ничего. "Мне не нужны эти вещи не потому, что они украинские, - говорит она. - Просто они мне не нравятся. Бывает так, что вещь изначально понравилась, но мне лично не идет, и то я отказываюсь от покупки. А эти вещи мне не нравились, даже когда они висели на плечиках!"
 
Кстати, Диана, как и большинство наших читателей, совершенно не против поддерживать украинского производителя, но в данном случае это не актуально. Кого же здесь поддерживать, если производители тщательно скрываются за наборами английских букв и ни в какую не хотят признавать свое авторство? Может, стесняются?
 
ОПРОС "КП" 
 
Согласны ли вы одеться во все украинское?*
 
Я не обращаю внимания на производителя: для меня главное - соотношение параметров цена/качество 52%
Да, украинские вещи дешевле и качественнее 33%
Нет, украинские вещи дороже и хужt 15%
 
*В опросе, проведенном на сайте kp.ua, приняли участие 1602 человека. 
 
В ТЕМУ
 
Премьер решил реанимировать законопроект о внутренней торговле 
 
Министру экономического развития и торговли Игорю Прасолову поручено в течение месяца доработать документ.
 
Напомним, что законопроект был внесен правительством на рассмотрение парламента еще в ноябре 2011-го, и тогда он вызвал массовые протесты предпринимателей. Представители малого бизнеса просто не поверили своим глазам, когда пункты, дававшие право чиновникам диктовать свои условия (кстати, под давлением предпринимателей они в свое время были изъяты из Налогового кодекса), внезапно появились в новом документе.
 
Из-за большого количества несогласованных норм и положений (в частности, чрезмерное госрегулирование цен, надбавок и инвестиций, по мнению экспертов, идет вразрез с принципами свободной конкуренции и рыночной экономики) законопроект так и не был принят парламентом, и в магическую дату 12.12.12 его отозвали. Но Азаров считает, что это еще не конец. 
 
- Нужно установить единые, четкие и прозрачные правила, которые для всех участников внутренней торговли будут экономически привлекательными, - отметил премьер. - К сожалению, благие намерения часто наталкиваются на сопротивление людей, которых устраивает та ситуация, которая сейчас сложилась.
 
В частности, премьер обратил внимание на то, что внутренний рынок в большинстве случаев слишком лоялен к импортному ширпотребу, и отметил: установление владельцами торговых площадей большей арендной платы для отечественных производителей, чем для перекупщиков импортного товара, недопустимо! 
 
Также Азаров считает необходимым создать стимулы для развития современной торговли в селах, предотвратить установление необоснованно высоких торговых надбавок, сократить срок расчетов торговых сетей с производителями. Словом, премьер ждет, что новый документ поддержит национального производителя. 
 
5 НАИВНЫХ ВОПРОСОВ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЛЕГПРОМЕ
Фото: Thinkstock.
 
Инициатива Азарова вызвала несколько очевидных вопросов, ответы на которые мы искали вместе с экспертами.
 
1. Где взять столько отечественного товара?
 
По мнению президента Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности Валентины Изовит, наша легкая промышленность вполне может обеспечить всех украинцев чулочно-носочными изделиями, постельным бельем. 
 
- Да и по другим товарным категориям особых проблем не будет, - уверяет она. - Раньше же одевали всех и обували, так что мощности есть.
 
Директор аналитического агентства ААА Сергей Наливка соглашается, что недостатка в продукции отечественного легпрома нет.
- Мы уже давно носим украинское, но даже не подозреваем об этом, - говорит эксперт. - Примерно половина одежды на рынке произведена на наших фабриках, просто к ней прикреплен импортный лейбл. 
 
2. Не пропадет ли импорт?
 
Импорт не пропадет хотя бы потому, что запретить ввоз товаров нельзя. Эксперты советуют не забывать, что Украина является членом ВТО и за любыми ограничениями немедленно последуют ответные меры. Поэтому, говорит Наливка, беспокоиться не о чем: вряд ли правительство пойдет на сокращение экспортной выручки.
 
- Но ведь никто и не говорит о том, что весь товар на рынке должен быть украинским, - добавляет Валентина Изовит. - Вполне достаточно, чтобы каждое второе изделие было отечественного производства. На сегодняшний же день продукции оте-чественного легпрома на рынке не более 20-30 процентов, фактически монополистом здесь стал Китай.
 
3. Вырастут ли цены?
 
По мнению президента ассоциации, цены останутся на прежнем уровне.
 
- Рост цен вызывает не контроль за качеством, а спекуляция, - говорит Изовит.
 
- Безусловно, дешевый ценовой сегмент останется в любом случае, - говорит независимый эксперт в сфере розничной торговли Андрей Куценко. - Другое дело, что поднимать отечественную легкую промышленность нужно не запретами на импорт, а созданием выгодных условий для производителей. Например, введением льгот, которые могли бы снизить себестоимость товара. 
 
4. Что выиграет потребитель?
 
Эксперты "Укрметртестстандарта" регулярно проверяют качество детской одежды, и результаты этих проверок трудно назвать утешительными. Использование искусственных и синтетических нитей и волокон, полиэфир вместо заявленной вискозы, превышение массовой доли формальдегида в ткани. Эти и другие "мелочи" могут вызвать хронические аллергии, кожные заболевания, хронический насморк, экзему, головную боль.
 
- Маркировка одежды часто не выдерживает никакой критики - зачастую по ней нельзя определить ни сырьевой состав, ни производителя! - говорит Изовит. - В результате мы выкладываем деньги за низкосортную одежду, нередко даже опасную для нашего здоровья. Безусловно, должный контроль за тем, что ввозится в нашу страну, мог бы исправить ситуацию в лучшую сторону.
 
5. Поможет ли подъем легпрома экономике?
 
Тут двух мнений быть не может - безусловно, да!
 
- Сегодня предприятия легкой промышленности душатся не только китайским ширпотребом, но и отечественными фабриками, работающими в тени, - говорит Изовит. - Они не озабочены легальным трудоустройством и выплатами белых зарплат, не платят налоги, и при этом им живется гораздо легче. Между тем вывод этих предприятий из тени не только помог бы наполнять бюджет, но и дал бы украинцам официальные рабочие места.
 
А вот по мнению Всеволода Степанюка, основная отдача от подъема отечественной легкой промышленности - это улучшение платежного баланса. То есть, говоря простым языком, наладив собственное производство тех же кроссовок, мы перестанем тратить на их покупку валюту.