Загрузить еще

Авария "Зенита": Шторм, взрыв, болты в топливопроводе или происки врагов Америки?

Авария
Фото: «Зенит» на плавучей платформе накануне запуска.Фото с сайта Sea Launch.

Причины аварии ракеты "Зенит" со спутником связи на борту, стартовавшей 1 февраля с плавучей платформы и отключившейся через 40 секунд полета, выясняет сразу несколько комиссий ("сборная" из представителей всех организаций и фирм, задействованных в проекте, украинские, а также российские ракетчики - которым премьер РФ Медведев дал на расследование две недели сроку). А пока нет результатов официальных, в СМИ и Интернете множатся собственные версии журналистов. "КП" собрала их в единый список.

Большие волны

Первой возможной причиной назвали волнение океана в день запуска, расшатавшее плавучую стартовую платформу "Одиссей". Мол, из-за этого и сбилась "наводка" ракеты. Она полетела "не туда", и двигатели срочно вырубились - чтоб "Зенит" не свалился кому-то на голову.

По словам специалиста, просившего не называть его имени, с минувшего четверга в районе Тихого океана, откуда производился запуск, наблюдалось "сильное волнение". Такое, что "стабилизирующие двигатели пусковой платформы едва справлялись с поддержанием устойчивости". Этот же источник утверждал, что для успешного запуска необходима полная устойчивость платформы.

Кстати, "КП" еще в минувшую пятницу - сразу после сообщения об аварии - просмотрела несколько погодных сайтов. И если верить их данным, 31 января (по тамошнему времени) в данном районе Тихого океана скорость ветра в отдельные периоды достигала больше 7 метров в секунду. По шкале Бофорта это 4 балла: то есть по воде во многих местах видать барашки, а высота волн - полтора метра.

Правда, согласно наблюдениям за последние 150 лет, считается, что окрестности острова Рождества - один из самых спокойных тихоокеанских участков, тайфуны случаются здесь очень редко. К тому же, как говорят в компании "Морской старт", для большей устойчивости понтоны платформы затопляются, опуская ее колонны в пучину на 20 метров. Кроме того, точность положения стартовой площадки в пространстве поддерживается еще массой систем контроля и управления.

Но правда и то, что по данным синоптических наблюдений 1978-1983 годов, с декабря по май в этом районе ветра дуют сильнее, чем в другое время года. Так что сам собою напрашивается вывод, что дата старта была выбрана все-таки неудачно.

Сбой в системе управления

Еще один из анонимных российских ракетчиков допускает, что авария ракеты-носителя "Зенит-3SL" могла произойти из-за сбоя в системе управления. Его аргументы таковы: конец первой минуты полета - это время наибольших нагрузок на ракету, во время которых управлять ею труднее всего. "Причин же сбоя может быть множество, могли быть выданы неправильные команды, либо команды неправильно выполнялись", - рассуждает комментатор.

Взрыв на борту

"Может быть, там что-то взорвалось", - предполагает еще один просивший не называть его специалист ракетно-космической отрасли России. Ссылается он на то, что связь с "Зенитом" была потеряна почти сразу после старта.Кстати, насколько правдоподобна эта версия, сможет судить каждый посетитель сайта "КП", куда мы выложили видеозапись старта злополучной ракеты. 

Посторонний предмет в топливной системе

А один из членов комиссии по расследованию (тоже на условиях анонимности) заявил, что к аварии могла привести посторонняя частица, попавшая в топливную систему двигателя первой ступени, либо же сама эта система работала нештатно: "Возможно, засорилась топливная магистраль или что-то было в баке с горючим, ясно лишь одно - двигатель работал на пониженной тяге из-за проблем с подачей топлива".

Специалист также напомнил, что с "Зенитами" такое творится не впервой. Дескать, в 2007 году авария такой же ракеты произошла по причине попадания в камеру сгорания из топливной системы постороннего предмета (возможно, болта), из-за чего двигатель разорвало.

Диверсия противников США?

Кое-кто из посетителей сайтов, написавших об аварии, высказал и свои версии - конспирологического характера. Написавшие обращали внимание на то, что спутник связи, который "Зенит" должен был вывести на орбиту, предназначался в том числе и для обслуживания военно-морского флота США. Вот, мол, враги Америки и сделали все для того, чтоб насолить американским военным.

 

КОНТРВЕРСИЯ

 

- Причины нам более-менее уже известны, но комментариев мы пока не даем, - сказал "КП" в минувшую субботу главный конструктор направления ГКБ "Южное" им. Янгеля Станислав Ус. - В понедельник, 4 февраля, у нас будет заседать комиссия, после чего журналистам и можно будет получить какую-то официальную информацию.

Кроме того, Станислав Иванович заявил, что высказанная в СМИ версия о шторме в районе старта "Зенита" не соответствует действительности. Якобы о том, что серьезного волнения океана не было, украинским ракетчикам сообщали по телефону коллеги, работавшие там на запуске.