Загрузить еще

В космос за $100 000

Турпутевки уже в продаже. Ограничения по здоровью самые минимальные. Имей только лишние 100 тысяч долларов - и ты отправишься в полет на высоту 103 километра (на 3 км выше официальной границы космоса). Разрекламированная экспедиция по аналогичному маршруту на кораблях компании Virgin Galactic взбалмошного миллиардера Ричарда Бренсона обойдется вдвое дороже.

У конкурентов Бренсона - голландской компании Space Expedition Corporation (SХC) - есть свой специально созданный для суборбитальных полетов космолет - Lynx Mark.

- С такой высоты Землю видели всего 500 человек, а теперь сможет любой желающий! - гордо заявляют создатели Lynx Mark. Под пятью сотнями счастливчиков они имеют в виду профессиональных космонавтов и десяток миллионеров, побывавших как туристы на МКС. Теперь, уверяют голландцы, космос станет доступен и среднему классу.

Откуда стартовать? Есть два космопорта - на острове Кюрасао и в американской пустыне Мохаве. Первый создается с помощью голландской авиакомпании KLM и, если все планы реализуются, должен стать собственным и основным для SXC. Запасной вариант - космопорт America в Мохаве (США). Правда, принадлежит он конкурентам из Virgin Galaсtic, и те вряд ли захотят пустить туда конкурентов.

Однако найти (или построить) подходящую взлетную полосу - это вопрос техники. Самое главное - создать летательный аппарат. Что же за корабль придумали в SXC? И почему цены у них в два раза ниже, чем у конкурентов из Virgin Galactic?

ОЧЕНЬ НЕЗАВИСИМЫЙ АППАРАТ

Создавать космолет SXC помогала компания XCOR Airspace. Работы начались еще в 1999 году. За три года построили двигатели, а потом занимались их испытанием, конструировали фюзеляж, продумывали бортовые системы. В результате появились сразу два аппарата: Lynx Mark I и Lynx Mark II. В космос будет летать только второй, первый предназначен для подъема на 62 километра.

Внешне они очень похожи на самолеты: тот же фюзеляж, те же крылья, только очень загнутые по краям. Напоминает очертания советской авиационно-космической системы "Спираль", которую разрабатывали в 60-х годах прошлого века.

Lynx Mark II - первый в истории космический (пусть и суборбитальный) челнок, который способен самостоятельно подняться в небо и спуститься обратно. Никакие ракеты-носители или разгонные самолеты ему не нужны.

У корабля два посадочных места: одно для пилота, второе для пассажира-наблюдателя. Так что в каждом рейсе на борту будет всего один турист. Зато с максимальным обзором - даже у настоящих космонавтов такого нет.

У корабля четыре жидкостных реактивных двигателя необычной конструкции. Весь их секрет в том, что эти двигатели в полете можно выключить и снова запустить столько раз, сколько потребуется.

Безопасность на Lynx Mark II обеспечивают катапультные кресла.

КОГДА В ПУТЬ?

Первый испытательный полет Lynx Mark II намечен на апрель этого года. Если все пройдет штатно, в июле - августе первых туристов станут возить по программе Pioneer Astronaut ("Астронавт-первопроходец") на высоту 60 километров. Эти полеты будут стоить чуть дешевле - "всего" 95 тысяч долларов.

А затем, уже весной 2014 года, туристов начнут возить в ближний космос. За это надо будет уже отдать 100 тысяч долларов.

Космонавты-туристы пройдут обязательную медкомиссию. Уверяют, что особых требований к ним никто предъявлять не будет, все относительно здоровые люди пройдут ее без проблем.

Еще всех ждет подробный инструктаж. На этом обязательные мероприятия заканчиваются.

При желании перед основным полетом можно заскочить в Голландию и отрепетировать космическую одиссею в виртуальном специальном симуляторе "Дездемона".

Еще для разминки можно покататься пассажиром на истребителе L39 "Альбатрос", покрутиться на центрифуге или проверить себя в невесомости. Для этого у SXC есть специальный самолет, летающий по параболическим горкам. Такие же тренировки перед стартом проходят и профессиональные космонавты.

Кликните для увеличения

КОМУ ВСЕ ЭТО НАДО?

В планах SXC совершать по два суборбитальных рейса в день! Если только техника не подведет и пассажиров будет достаточно.

Кроме развлечений туристов, Lynx Mark II готов выводить на орбиту спутники и проводить научные исследования в невесомости. Для этого в корпусе корабля предусмотрен специальный отсек. Заказы на опыты без гравитации могут подать любые компании, научные организации и ученые. Создатели Lynx Mark II обещают, что узнать о результатах эксперимента можно будет еще до посадки космолета - их передадут в режиме реального времени.

Насколько реальны перспективы Lynx Mark II? Об этом пока можно только гадать. Однако одна крупнейшая международная парфюмерная корпорация уже выкупила 25 билетов из первой сотни для конкурса среди своих потребителей. Подать заявку на участие может любой желающий. Правда, в первый отряд записывают только мужчин. Для россиян забронированы три места.

ЧТО ПОЧЕМ?

Космические цены*

SCX $100 000

Virgin Galactic $200 000

Space Adventure $110 000

*за один полет. Но пока ни одна из компаний туристов за пределы земной атмосферы не отправила.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

С технической точки зрения все продумано

Дмитрий ПАЙСОН, директор по развитию космического кластера фонда "Сколково":

- Этот проект вполне реален. Корабли проектировала компания XCOR, у нее надежная репутация. Есть некоторые технические детали, которые хотелось бы изучить более внимательно. Но в целом задумка вполне здравая, и никаким законам физики такой полет не противоречит.

Нет ничего особенного и в ракетных двигателях с многократным запуском. Такие используются, например, в разгонных блоках - они выводят спутники на нужную орбиту.

Основной фокус проекта Lynx Mark - в том, что на суборбитальную траекторию в базовом варианте выходят только пилот и один космический турист. Полезная нагрузка - минимальная. Справиться с ней кислородно-керосиновым двигателям вполне по силам.

В суборбитальном полете турист рискует не больше, чем альпинист, поднимающийся на Эверест.