7 ноября
Загрузить еще

Окно в природу: Бескровный выстрел

Окно в природу: Бескровный выстрел
Фото: Улитка.

 А ружье и следом винтовка сделали человека владыкой мира животных. Всё сущее на земле стало человека бояться, избегать встречи с ним. И лишь крокодил, опасаясь людей, не делает разницы в добывании пищи между животными и человеком.

Разрушенье среды обитания, охота промысловая и спортивная за исключительно короткий срок привели к полному исчезновению некоторых животных или сократили их численность до критических величин. Это заставило охоту регулировать: на некоторых животных её запретили, на других сроки охоты сокращены, некоторые территории (заповедники и заказники) стали недоступными для человека с ружьём. В этом заинтересованы были и сами охотники - все поняли, как быстро беднеет природа.

И стала расти популярность охоты не с ружьем, а с фотокамерой. В Африку, бывшую когда-то «меккой» охотников, едут сейчас люди, вооруженные фотокамерами. Уезжают счастливыми - их трофеи добыты без пролития крови.

Убить животных легче, чем снять. Фотографу важно не просто сделать «портрет» птицы, зверя или какой-нибудь козявки - объект съемки надо запечатлеть в каком-нибудь действии, при этом важно выгодное освещенье, важно, чтобы не мешали ветки растений и так далее. Зато удача искупает терпение и старанье. И особо удачные снимки благодаря печати в книгах, журналах, Интернету и телевиденью, становятся известными всему миру. Есть и еще одно преимущество съемки. Перед фотографом не закрыты ворота заповедников, для него практически нет регламентов в съемке и нет сезонных лимитов. А места охоты с фотографической техникой могут быть за морями, за горами, а также в саду, в палисаднике, огороде, даже в цветочном горшке.

Ночной охотник.

В последние годы стали популярными конкурсы и выставки фотографий дикой природы. Их проводят организации по охране животных, фотографические союзы, газеты, журналы. Второй раз в последнее время в Москве открылась выставка, венчающая фотоконкурс «Золотая черепаха». На этот раз участвуют в конкурсе две тысячи фотографов из сорока стран, но в большинстве россияне. В финал конкурса вышли две сотни из тринадцати тысяч присланных снимков. Одни сделаны завзятыми охотниками-натуралистами, другим удача запечатлеть интересный момент в жизни животных подвернулась нечаянно, и они не промахнулись.

Меня пригласили познакомиться с выставкой до её открытия. С огромным интересом рассматривал я трофеи, добытые в Сибири, в Африке, в европейских лесах, в горах, у речек, в пустынях. Животные на снимках - от льва до стрекоз и морских обитателей. Одни «схвачены» вспышкою света ночью, другие сияют своей внешностью и украшены при солнце бриллиантами водяных капель.

Серьезной проблемой был выбор снимков. Их достоинства не должны быть «съедены» публикацией на газетной бумаге. Пришлось выбрать фотографии не победителей конкурса, а те, что в газете выйдут без искажений и цветовых потерь.

Вот маленький комментарий к тому, что выбрано для «Окна». Обезьяна (разновидность шимпанзе) запечатлена Андреем Гудковым (Москва) в характерной для нее позе, заставляющей нас сказать: «Да, они все-таки соображают...» А снимок Владимира Дмитриева (Москва) «Ночной охотник» превосходно передает облик птицы, снятой ночью с добычей в лапах. Филины живут в разных природных зонах - в лесах, пустынях, степях, в долинах рек и возле озер. Но везде их численность небольшая. Встретить филина и снять даже днем, дремлющим где-нибудь на любимой присаде, - большая удача. Тут же распахнувший крылья охотник «схвачен» фотографом в самый живописный момент с только что пойманным где-то близко тушканчиком. Филин может осилить и крупного зайца, но не чурается «семечек» - ловит мышей. И, наконец, снимок минчанина Владимира Блинова с названьем «Спираль». Не хуже было бы и простое названье «Улитка». Занятное это животное все мы видим довольно часто. Но момент, когда хозяин домика из него высунулся и снят в соседстве с зонтиком растения,
говорит о хорошем вкусе фотографа.

Проблески разума.

Сегодня людей, владеющих фотографией, миллионы. Увы, лишь немногие делают снимки, достойные выставок. Современная техника при этом важна, но, как и прежде, всё решает вкус мастера. А вкус - это особое чувство красоты, соразмеренности и своеобразия объектов природы. Вкус вырабатывается чтением, посещением выставок и, конечно, пребываньем в природе. Снимки животных, помимо всего прочего, требуют знания их повадок, привычек. Опытный натуралист понимает, где животное можно встретить, а где искать его бесполезно. Натуралист может предвидеть поведение зверя и птицы и вовремя займет позицию в нужном месте.

Некоторые животные могут быть и опасными. Важно знать критическую дистанцию до зверя и не бежать, например, от медведя при близкой неожиданной встрече, иначе спровоцируешь его преследованье. И вообще надо знать, от кого и что следует ожидать. В Швеции мне рассказали, как погиб фотограф-любитель, решивший, что добродушного льва, выйдя  из машины в зоопарке с названием сафари, можно погладить. Два недавних случая гибели от нападенья медведей у нас на памяти. Случилось это на Камчатке, и, что характерно, оба фотографа были опытные, с хорошо известными именами. «Заигрались. Переоценили свои знания зверя...» - оценил оба случая опытный медвежатник.

Выставка «Золотая черепаха» доставит много радости людям по восприятию жизни близким к природе. Развернута она в выставочном зале Нового Манежа. (Самый центр Москвы: Георгиевский переулок, 3. Это как раз «двор» строения Государственной Думы). Закрытие выставки - послезавтра, 15 марта.