28 декабря
Загрузить еще

Школьная форма: дисциплинирующий фактор или издевательство над ребенком?

Школьная форма: дисциплинирующий фактор или издевательство над ребенком?
Фото: Эксперты говорят, что жесткие требования к одежде обусловлены не необходимостью, а желанием подчинить ребенка и управлять его поведением. Фото Фото Thinkstock.

Она была обязательной, и никому даже в голову не приходило, что могло быть иначе. Многие скажут, что с тех пор мало что изменилось и форма является обязательной и сегодня. Что ж, давайте разберемся. 

ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЛИ НЕТ?

- Школьная форма вызывает у меня как минимум недоумение, - говорит мама третьеклассника Дениса. - О культуре одежды даже речь не идет! Ребенок с утра надевает брюки со стрелками, белую рубашку, жилет, галстук и… вешает за спину спортивный рюкзак. Не с дипломатом же ему в школу ходить? Я уже не говорю о том, что галстук каждый день - это полное издевательство. Не каждый мужчина такую пытку выдержит! На мой взгляд, главная проблема в том, что форма у нас рассматривается отдельно от повседневной жизни ребенка. Администрация школы в восторге, когда "отутюженные и накрахмаленные" дети все одинаковые стоят на школьной линейке и радуют учительский глаз. Но ведь школьная жизнь - это не только линейка! Почему бы не разрешить детям носить, например, темные джинсы и футболки или свитера с логотипом учебного заведения? Это же дети, а не банковские клерки!

Практически в любой украинской школе вам сегодня скажут, что форма в нашей стране является обязательной, и сошлются при этом на Министерство образования, Кабмин и даже украинского президента. На самом деле это, мягко говоря, не совсем так. Но об этом почему-то предпочитают не говорить. Так, на свой конкретный вопрос об обязательности школьной формы я получила из Минобразования достаточно расплывчатый ответ, который не поленюсь привести полностью: "Во исполнение Указа президента Украины от 12 июня 1996 г. №417 "О школьной форме для учащихся средних учебных заведений" Кабинетом министров Украины принято постановление от 22 августа 1996 г. №1004 "О введении школьной формы для учащихся средних учебных заведений", которым утверждены образцы школьной формы с учетом предложений Министерства промышленности, Министерства образования и науки, молодежи и спорта, Министерства экономики и Министерства здравоохранения. При этом отмечаем, что цветовая гамма тканей, модельные и конструктивные особенности формы определяются руководителями учебных заведений".

Лично я из этого ответа поняла только то, что и так знала, ознакомившись с постановлением Кабмина: образцы школьной формы утверждены. Но является ли ношение формы обязательным? Юристы уверены: нет.

- Ни в указанном постановлении, ни в Указе президента № 417 не закреплена норма, которая бы принуждала всех учеников носить школьную форму, - разъяснил "Комсомолке" юрист Юридической группы  LCF Алексей Степаненко. - Как показывает практика, положение о школьной форме на основании вышеуказанных документов закрепляется администрацией школы в уставе учебного заведения либо путем принятия отдельного документа. Но даже если такое положение будет закреплено во внутренних документах учебного заведения, то это никоим образом не может обязать ученика носить форму вопреки его воле. Более того, ни одним законодательным актом Украины не предусмотрены санкции за отказ от ношения формы. Таким образом, принуждение учителями (администрацией школы) ребенка к ношению формы, а уж тем более применение к нему каких-либо санкций - например, недопуск на уроки, моральное давление и прочее - является грубым нарушением прав ребенка.

СПОСОБ ВЫДЕЛИТЬСЯ

Как правило, у администраций школ есть еще один козырь в руке: якобы решение об обязательности формы принимается учебным заведением, "идя навстречу пожеланиям трудящихся", то бишь родителей. Однако и это не совсем так. У большинства мам и пап отношение к форме совершенно неоднозначное. 

Как показал опрос, проведенный "Комсомолкой", только четверть наших читателей твердо убеждены, что школе нужна строгая форма. Каждый девятый за то, чтобы сказать такой обязаловке твердое "нет", а подавляющее большинство предпочитает не придерживаться кардинальных мер (подробнее - см. Опрос). 

Свои аргументы есть как у сторонников, так и у противников формы, правда, они весьма спорны. Например, широко распространенное мнение о том, что благодаря форме не выпячивается на передний план социальный статус семьи, на поверку не выдерживает никакой критики: дети всегда найдут, чем выделиться. Смартфоны и айпады, обувь и верхняя одежда, досуг по выходным и отдых в каникулы - подростки не хуже взрослых знают, что сколько стоит. Поэтому материальное положение семей ни для кого из одноклассников не является секретом, даже если все одеты в одинаковые зеленые пиджаки. 

Тот, кто убежден, что школьная форма надежно держит ученика "в рамках", также ошибается. За рамки не выходят лишь ленивые, а изобретательные ученики всегда найдут способ отличиться. И далеко не всегда это плохо.

- До сих пор помню, как в моем детстве одноклассница к коричневому платью пришила не обычные белые манжеты, а вышитые разноцветные, - рассказывает участница одного из тематических форумов. - Сразу захотелось попробовать что-то сшить, придумать…

Мои одноклассники в советские времена тоже находили, чем удивить друг друга даже на базе опостылевших коричневых платьев и костюмов. Например, девчонки носили плиссированные юбки или такие мини, что в них было затруднительно даже стоять - не то что сидеть или наклоняться. А один мальчик (тогда как раз были в моде брюки-дудочки) заузил свои школьные штаны настолько, что нога в подъеме в них не пролезала. И он нашел выход: каждый раз подпарывал внизу внутренний шов брюк, а потом прямо на себе зашивал!

Предвижу реакцию многих читателей: чем так заморачиваться с гардеробом, лучше бы учебой занимались. Не спорю. Но, с другой стороны, согласитесь: представить себе подростковый возраст без выпендрежа трудно. И гораздо хуже, когда подросток пытается обратить на себя внимание не деталями одежды, а татуировками, пирсингом, неадекватным поведением и т.д. Так, может, пусть детские амбиции в этом непростом возрасте будут удовлетворены отрезанным подолом и ушитыми штанами? 

ГЛАВНОЕ - СОДЕРЖАНИЕ

Плюсов и минусов у школьной формы немало (см. В тему), и уже дело каждого выбирать, какие аргументы для него более значимы. Как и каждый из нас волен делать выбор, как реагировать на резкие замечания ребенку относительно его внешнего вида.

Можно вспомнить о том, что, не имея возможности изменить обстоятельства, следует изменить свое отношение к ним и увидеть позитив там, где, на первый взгляд, его нет и в помине. Например, терпя определенные неудобства (согласитесь: пиджак и галстук - далеко не самая удобная одежда), ребенок тем не менее перестает раздражать преподавателей внешним видом, а значит, в школе одним напрягающим моментом становится меньше.

А можно начать "качать права" и объяснить не в меру активным учителям, что их дело учить предмету, а не щупать ткань на брюках (на предмет того, не является ли она - упаси боже! - джинсовой) или делать дурацкие замечания (по типу "в этой юбке у тебя видны коленки"). В конце концов, подавляющее большинство детей ходят в школу не босиком, не в ластах, не с голыми пупами и с пирсингом в носу, и я ни разу не видела, чтобы кто-то в школе носил свастику или одежду с неприличными надписями. Так зачем же доводить до истерики детей и их родителей глупыми придирками, что рубашка должна быть не просто однотонной, а пастельной, брюки - непременно классическими с отутюженными стрелками, а каблуков не должно быть вовсе, потому что они портят линолеум? 

Возможно, многим родителям тоже хотелось бы, чтобы учителя носили не платья леопардовых расцветок, колготы в сеточку и "дом" на голове, а костюмы спокойных тонов и аккуратные прически. Вот тогда можно и детей к необходимости формы приучить, причем самым надежным способом - на собственном примере.

- Проблема не в форме как таковой, а в том, что в некоторых школах делают из нее некий дисциплинарный рычаг, - поясняет психолог Марина Деркач. - Слишком жесткие требования к одежде обусловлены не необходимостью, а желанием подчинить ребенка и управлять его поведением. Так что если родители видят, что позиция администрации в вопросах соблюдения формы неоправданно жесткая, это должно их насторожить. Основная функция школы - это все же учить детей, а не ломать их и ежедневно добавлять новые стрессы. Если же акцент ставится не на том, то велика вероятность, что и в учебе будут обращать внимание не на знания, а на лояльность и послушание.

Словом, нужна форма или нет - вопрос по-прежнему открытый. Но то, что форме всегда должно предшествовать содержание, - это безусловно. Форма (причем как в узком, так и в широком смысле слова) не должна выпячиваться на передний план и замещать собой все остальное. Ведь очевидно: если форма не подкрепляется содержанием, считаться с ней станут немногие. 

КСТАТИ

Полезные цвета

Детские психологи советуют выбирать для повседневной носки спокойные, приглушенные цвета и не использовать прямые цвета радуги, которые повышают утомляемость у детей и могут спровоцировать скрытое раздражение. Также лучше избегать классического сочетания цветов "черный + белый", так любимого нашими учителями. Специалисты утверждают, что такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль.

Наиболее подходящими считаются бежевый, приглушенный зеленый цвет. Кроме того, для девочек лучшим вариантом являются не платья, а именно сарафаны или юбки с жакетами, чтобы они имели возможность менять блузки и кофточки каждый день. 

В ТЕМУ 

Плюсы и минусы 

Плюсы: 

➜ Благодаря школьной форме дети реже пытаются поразить друг друга одеждой и сосредотачиваются на учебе.

➜ Не бросается в глаза социальный статус ученика.

➜ По утрам не нужно тратить время, чтобы решить, что надеть.

➜ Школьная форма, несмотря на ее немалую цену, все же подспорье в семье: один комплект одежды в любом случае должен оказаться дешевле нескольких. 

➜ Дети не выглядят разношерстной массой, и, по мнению психологов, это дополнительный момент, сплачивающий группу в коллектив.

➜ Не у всех детей и их родителей есть вкус, а школьная форма делает этот недостаток менее заметным.

Минусы:

➜ В идеале форма должна быть комфортной и красивой, однако в реальности она часто неудобна и ужасна.

➜ Зимой в ней холодно, а ранней осенью и поздней весной - жарко.

➜ Цены впечатляют: школьный пиджак приличного качества - 500-600 грн., причем не только на подростка, но и на ученика младшего школьного возраста! 

➜ У детей и подростков совершенно разные фигуры, рост, телосложение и, наконец, тип внешности. Таким образом, то, что идеально подходит одному, совершенно безобразно смотрится на другом. Однако форма - одна для всех.

➜ Форма, какой бы замечательной она ни была, угнетает детей своим однообразием. Каждый день одно и то же! 

➜ Немало школ делают из формы дисциплинарный рычаг. 

ОПРОС 

Нужна ли современным ученикам форма?* 

32% Нужно просто определить, чего нельзя надевать в школу 

30% Достаточно отдельных обязательных элементов 

26% Нужна строгая школьная форма 

12% Не нужна

*В опросе, проведенном на сайте "Комсомольской правды" в Украине" kp.ua, приняли участие 957 человек. 

КОМПЕТЕНТНО 

Дисциплина плюс отсутствие ненужных обид 

С директором столичного физико-математического лицея № 208 Михаилом ЧЕМЕРИСОМ мы поговорили о том, как он относится к обязательности школьной формы. 

- Наш лицей достаточно демократичен, тем не менее я за то, чтобы форма в школах была, - говорит Михаил Валентинович. - Она визуально сглаживает разницу в достатках семей, что в свою очередь не дает возникать зависти и ненужным обидам. Также  дисциплинирует, настраивает на серьезную работу.

Один из плюсов нашего учебного заведения в том, что материальная сторона вопроса не обсуждается и не является чем-то определяющим.

- У вас строгая форма?

- Пиджак темно-синего или черного цвета с эмблемой. К нему черные или темно-синие брюки для мальчиков и брюки или юбка для девочек. Фасон, ткань и производитель не регламентируются. Плюс неспортивная обувь. Мы детям так и говорим: спортивная обувь - это для спорта, а к костюму нужно выбирать туфли.

Категорических запретов стараемся избегать - на мой взгляд, гораздо эффективнее убедить ребенка, что кеды в течение целого дня - это не только некрасиво, но и негигиенично и вредно для здоровья.

При этом если на улице дождь, снег, грязь, холод, мы, не отменяя наших требований, относимся к отступлениям от формы с пониманием. Например, под пиджак дети могут надевать не рубашку, а свитер, а вместо классических брюк - черные джинсы.

- Нередко приходится слышать от учеников и родителей, что, изо дня в день надевая одни и те же вещи, дети теряют индивидуальность…

- Если в советские времена была единая школьная форма, то сегодня школа совместно с родителями и детьми имеет возможность выбрать цвет и фасон. И в этом уже состоит определенная индивидуальность ученика, который ходит в ту или иную школу. Плюс нашивка-эмблема. Мне приятно, когда наши ученики носят эмблему именно потому, что гордятся своим лицеем. 

- Если ученик приходит без формы, жалуетесь родителям?

- Прежде всего интересуюсь: почему пришел в таком виде? Если ответ не слишком правдоподобен - например, брюки пятый день находятся в стирке, - записываем замечание в дневник. Как правило, это результативно: на следующий день все приходит в норму. А вот если несколько дней подряд ребенок ходит неопрятный, без формы, тогда звоним родителям! 

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ 

Правила созданы для того, чтобы всегда была возможность для морального давления

Диана ГРИГОРЯН, 16 лет

Зачем нужна строгая школьная форма? Для меня это всегда было большим вопросом, который я еще в начальной школе не уставала задавать учителям. Но ни один из ответов - "чтобы ученики не чувствовали неравенство", "чтобы было удобно и комфортно", "чтобы думали об учебе, а не об одежде" - меня не удовлетворял даже в детстве. 

Во-первых, если человек изначально чувствует себя ущемленным, форма не поможет ему стать равным. К тому же сумки, аксессуары да и сами костюмы у всех разные - полной "одинаковости" достичь невозможно! Да и нужно ли?

Об удобстве скажу так. Может, кому-то и комфортно каждый день по 7-8 часов находиться в пиджаке и брюках со стрелками. Но я таких не знаю.

Последний аргумент вообще не выдерживает никакой критики. Неужели кто-то действительно думает, что ход мыслей ученика определяется тем, что на нем надето? И что, например, в синих брюках я буду учиться гораздо хуже, чем в черных?

Со временем я поняла, что здесь работает принцип "зачем просто, если можно сложно", и строжайшая школьная форма устанавливается для того, чтобы всегда иметь готовый повод для придирок. Дело в том, что некоторые учителя видят свою миссию не в том, чтобы учить своему предмету, а в том, чтобы "учить жизни", постоянно читать нотации и делать замечания. Но что делать, если ученик хорошо учится, поведение адекватное, в курении и распитии спиртных напитков замечен не был и т.д.? Вот тут-то и приходят на помощь ПРАВИЛА. Правил создается настолько много, чтобы всегда можно было указать ученику, что у него что-то не так. 

"Почему ты сегодня в этих брюках, а не в той юбке, что была вчера?", "Почему у тебя такая яркая рубашка?", "Почему твой пиджак висит на стуле?" - опытный педагог может с ходу задать десяток таких вопросов. И, несмотря на то, что на каждый из них у меня есть ответ ("Потому что я не могу ходить в одной и той же юбке каждый день", "Потому что родители купили мне не только белые рубашки, но и бордовую", "Потому что мне неудобно целый день сидеть в пиджаке - он сковывает движения"), на самом деле мои ответы никого не интересуют.

Недавний случай: после уроков, уже на улице, учительница подозвала меня и сказала, что я одета не по форме и когда будет проходить "проверка формы", я своим внешним видом подведу класс. Я собиралась промолчать, но учительница настаивала, чтобы я ей что-то ответила. И тогда я уточнила: действительно ли она именно меня считает тем человеком, который подводит весь класс? Мой ответ ее очень рассердил. Она сказала, что ТАК ей еще никогда в жизни никто не хамил. А через пару дней на уроке она зашла в наш кабинет, сообщив, что проверяет форму.

Учительница подошла к моей парте и попросила меня подняться, чтобы она увидела, что на мне надето. Я поднялась, выслушала очередную лекцию об обязательности школьной формы, после чего меня - единственную! - записали в черный список, поскольку на мне были брюки без стрелок. Учительница не посмотрела ни на кого из моих одноклассников даже для вида!

Через неделю - новая проверка. И снова я в черном списке, хотя на этот раз одета с точки зрения школьных правил безупречно. На вопрос, что не так, учительница пояснила: "А у тебя волосы не собраны!"

Так для чего же вводится школьная форма - для манипуляций детьми и оказания на них постоянного морального давления или для того, чтобы ученики чувствовали себя комфортно? На мой взгляд, ответ очевиден.