24 декабря
Загрузить еще

Как пасечник для армии два истребителя купил

Как пасечник для армии два истребителя купил
Фото: Ферапонт Петрович с летчиком Борисом Ереминым, который летал на подаренном ЯК-1. Фото: nnm.ru и monino.ru

Осенью 1942-го, в самый разгар войны, к директору Саратовского авиазавода пришел колхозник в деревенском зипуне: "Хочу у вас истребитель купить". Начальник оторопел, даже доложил о странном покупателе в Москву - высшему руководству. А через месяц о Ферапонте Головатом с Полтавщины знал весь Советский Союз, ведь купленный им самолет вовсю бил на фронте врагов. Более того, в народе нашлись и другие "спонсоры", которые по примеру Ферапонта стали жертвовать свои кровные на нужды армии.

ИЗ ГРЯЗИ - В ЦАРСКИЙ ПОЛК

Тот самолет до сих пор хранится в Саратовском музее. В поселке Степном в честь Головатого колхоз назвали. А вот на малой родине об этом человеке почти ничего не знают. В селе Сербиновка Полтавской области, где родился Ферапонт, местные краеведы еле насобирали пару абзацев его "украинской" биографии.

Известно, что он родился в 1890 году байстрюком. У матери-крестьянки было несколько детей, поэтому старший Ферапонт с малых лет работал, чтобы всех прокормить. В 20 лет парень женился на местной красавице Марии, а очень скоро супруги вдруг решили уехать в Россию. Почему - точно неизвестно. То ли в поисках лучшей жизни, то ли из-за какой-то нехорошей истории, как судачили в Сербиновке.  

Как бы там ни было, но жизнь у Ферапонта на чужбине и впрямь наладилась - попал на службу в полк, который охранял царскую семью. За высокий рост и недюжинную силу украинца направили в лейб-гвардию. Он нес караул в Царском Селе и у Зимнего дворца. 

В 1914 году Головатый попал на фронт. Проявил себя храбрым солдатом - был награжден тремя Георгиевскими крестами. В Гражданскую войну Головатый вступил в Конную армию Буденного, а вот воевать с фашистами его не взяли из-за возраста: в 1940-м Ферапонту исполнилось 50. 

СДЕРЖАТЬ СЛОВО ПОМОГЛИ ПЧЕЛЫ

На тот момент он жил с большой семьей в Саратовской области, на хуторе Степном. 

- Как-то в колхозе "Стахановец" на собрании стали выяснять, кто сколько денег сможет пожертвовать на нужды армии, - вспоминала племянница Ферапонта Вера Андриановна. - Один мужчина пообещал дать тысячу рублей. А потом начал упрекать дядю за молчание. Тот и пообещал: мол, на свои кровные купит для армии целый самолет. 

Когда жена узнала об этой идее, выронила чугунок со щами, который только достала из печи. Еще бы! Откуда колхозникам взять 100 тысяч рублей на истребитель? Зато Ферапонт знал. В его пасеке было 22 улья. 1942 год выдался урожайным, и пасечник накачал аж два центнера меда.

- В военные годы мед был очень дорогим - 500-900 рублей за килограмм, поэтому покупали его редко. Но дяде удалось весь продать, - говорила Вера Андриановна. - Возил его в Саратов за 200 километров, простаивал на рынке сутками. И в итоге вернулся с целым мешком мелких денег.

СТАЛИН ПОБЛАГОДАРИЛ ЧЕРЕЗ ГАЗЕТУ

15 декабря 1942 года на Саратовском авиационном заводе в торжественной обстановке Ферапонт Петрович передавал ЯК-1 известному местному летчику Борису Еремину. На самолете написали фамилию "спонсора", а Иосиф Сталин поблагодарил колхозника через газету.

После этого имя простого пасечника звучало везде, на хутор Степной приходили кипы писем с благодарностями. У Головатого появились последователи, которые активнее начали жертвовать на нужды армии сбережения. 

Когда народный герой в 1944-м узнал, что его именной ЯК-1 свое отслужил и был списан, загрустил. Но ненадолго. Вместе с Марией они начал качать мед на второй самолет. ЯК-3 дослужил до конца войны, сделал 342 вылета и долетел до Берлина.

Но какой ценой далась труженику Победа!? Двое старших сыновей Ферапонта погибли на фронте. Похоронки пришли и на двух зятьев. Поэтому девятерых внуков в прямом смысле поднимали на ноги дед с бабкой. Недоедали, ходили в обносках… Да и сам кормилец прожил недолго: в 1951-м потерял сознание на работе и умер. "Надорвался", - вздыхали  односельчане на похоронах… 

Оба самолета Головатого сохранились. Первый выставлен в Саратовском музее, а второй (на фото) - в Калифорнийском:  ЯК-3 как-то отвезли на выставку в США, там самолет и прижился.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

17 миллиардов рублей, 130 кг золота и тонну серебра сдали в фонд обороны жители Советского Союза.