14 ноября
Загрузить еще

У украинцев снова испортилось настроение

Первый месяц осени отметился ухудшением потребительских настроений украинцев. Значение индекса потребительских настроений (ИПН) в сентябре составило 81,8 пункта, что на 4,8 пункта меньше августовского показателя (см. Справка "КП"). Об этом свидетельствуют данные ежемесячного исследования потребительских настроений в Украине, предоставленные "Комсомолке" компанией GfK Ukraine.
Спад произошел за счет ухудшения всех составляющих индекса кроме индекса целесообразности делать большие покупки. 
Оценка нашими соотечественниками текущего состояния не изменилась и составила 80,6. И если индекс целесообразности совершать крупные покупки прибавил 3,2 пункта, то индекс текущего личного материального состояния эти же 3,2 пункта потерял. 
Ожидания относительно развития экономики страны упали на 8,1 пункта до значения 82,6. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
- индекс ожидаемых изменений личного материального состояния опустился на 6,8 пункта до значения 88,
- индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайшего года обвалился на 11,9 пункта до значения 76,6,
- индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайших пяти лет снизился на 5,6 пункта до значения 83,3.
Кроме того, негативную динамику продемонстрировали ожидания украинцев относительно безработицы, инфляции и девальвации.
Эксперты GfK Ukraine зафиксировали следующие ключевые тенденции:
*Основной причиной ухудшения потребительских настроений стали колебания курса доллара в начале осени. Индекс девальвационных ожиданий потянул за собой инфляционные ожидания. Одновременно вырос индекс целесообразности делать большие покупки, который, как правило. позитивно реагирует на ожидание девальвации.
*Ухудшение настроений наблюдалось в первую очередь среди наиболее экономически активных граждан в возрасте до 45 лет.

СПРАВКА "КП"
Как вычисляется ИПН

В исследовании компании GfK Ukraine и Международного центра перспективных исследований участвуют 1000 человек в возрасте 15-59 лет, поскольку именно эта возрастная категория составляет 61,3% всего населения Украины и является наиболее активной частью потребителей. Чтобы вычислить значение индекса, от количества позитивных ответов отнимают количество негативных и к этой разнице добавляют 100, во избежание появления отрицательных величин. Таким образом, значение каждого индекса может меняться от 0 до 200. Значение 200 соответствует случаю, когда абсолютно все опрошенные позитивно оценивают экономическую ситуацию. Значение 100 означает, что число позитивных и негативных оценок одинаковое, а индекс менее 100 указывает на то, что в обществе преобладают негативные настроения.