Загрузить еще

Вместо помощи - короткие гудки

Вместо помощи - короткие гудки
Фото: Фото Антона Лущика.

Последние недели погода преподносит неприятные сюрпризы: то пожары в Херсонской области, тушение которых усложняла жара, то ливни и наводнения в Западной Украине. К катаклизмам МЧС оказалось готовым - но лишь отчасти, поскольку в ведомстве до сих пор не запустили экстренный номер "112", обещанный еще в начале года. На время Евро-2012 планировалось устроить переадресацию, чтобы западные гости могли сообщить операторам о любых проблемах (в Европе действует такой же "тревожный номер" - 112). Однако система поработала недолго: корреспонденту "КП" удалось лишь раз дозвониться в службу поддержки, после чего телефон принялся выдавать короткие гудки. И то звонить можно было только в четырех городах, принимающих чемпионат.

- А ведь в нынешних условиях такая система крайне актуальна. Погодные катаклизмы продолжатся, о чем заявляют синоптики, значит, чрезвычайных ситуаций будет все больше, - считает эксперт по гражданской безопасности Ярослав Можара.

"Путевку в жизнь" закон о создании системы получил еще 13 марта, когда его приняла Верховная Рада. Президент поставил свою подпись в начале апреля, и "чрезвычайный" министр Виктор Балога - именно ему поручено было создание экстренного номера - приступил к работе. Специально для этого депутаты выделили 503 миллиона гривен. Однако вскоре начинание "забуксовало" - еще на этапе проведения тендеров.

- Сейчас ведется активная подготовка документов к проведению тендера. Заявки от компаний пока не принимаются, - рассказала "КП" пресс-секретарь МЧС Юлия Ершова. - Когда будет определен победитель тендера, с ним индивидуально будут оговорены сроки реализации проекта, что займет определенное время. Ведь это не простой колл-центр, куда будут поступать звонки.

По словам Ершовой, процедуры затрудняются из-за объема работ: министерству предстоит наладить сложную систему. Планируется, что, как только человек позвонит в службу "112", чтобы сообщить, скажем, о пожаре, у оператора на экране моментально появится информация о горящем здании, наличии подъездов к нему для техники и пожарных гидрантов. У экспертов, впрочем, сложилось другое впечатление.

- Создать единый номер не позволяет конфликт интересов. За полномочиями стоят большие деньги, а их, согласно закону, перераспределят. Все направления - пожаротушение, предоставление неотложной медицинской помощи, вызов милиции, спасателей - "разведены" сейчас по разным министерствам. И сегодня они просто не готовы делиться своими средствами, - считает генерал-полковник Павел Дыба, руководитель негосударственной службы, аналогичной "112". - А создание номера, по моим подсчетам, обойдется в 24 тысячи гривен. Всего-навсего. Плюс 4,5 тысячи ежемесячно - чтобы сделать звонки для людей бесплатными.

Сам Виктор Балога дал "КП" такой комментарий: "Даже проведен тендер. Проблема субъективная - МЧС на 2012 год предусмотрел средства, а правительство их не перечисляет. Вот и вся высшая математика..."

СПРАВКА "КП"

По закону вместо нескольких номеров вызова служб экстренной помощи - 101 (пожарная), 102 (милиция),103 (скорая помощь), 104 (аварийная газовая служба) вводится единый телефонный номер 112, по которому можно будет обратиться во всех экстренных случаях. Служба "112" будет представлена 29 региональными узлами. Каждый состоит из 4-6 серверов, 3-5 рабочих станций, периферийного и спецоборудования.

А КАК У НИХ?

Шесть секунд на ответ

Самый успешный опыт внедрения службы "112" продемонстрировала Румыния, где удалось полностью запустить систему в течение двух лет. В Германии, Франции, Испании, Британии действует единая служба, которая позволяет получить помощь в течение получаса.

Эталоном идеальной работы службы является Швеция, где в течение 6 секунд нуждающийся в помощи получает всю необходимую ему информацию.