Последние несколько лет погода испытывает украинцев температурой. По прогнозам синоптиков, тропическая жара вернется этим летом еще не раз. А значит, автомобилистам нужно думать не только о том, как уберечь свое здоровье, но и о сохранности своего автомобиля. Как говорят специалисты, машины как люди: если все в порядке, жара им нипочем. А вот когда возраст железного любимца перевалил за 5 лет (а таких машин на украинских дорогах большинство!), нужно быть предельно внимательным, чтобы незаметная проблема вдруг не превратилась в смертельный диагноз.
"Комсомолка" выяснила, какие проблемы подстерегают автомобилистов и водителей в тропическую погоду и как их решить.
ЗАКИПАЕТ ДВИГАТЕЛЬ
Типичная картина для украинского мегаполиса: час пик, столбик термометра переваливает отметку в +30, а чтобы пробиться сквозь пробки, нужно объехать закипевшие машины, которые стоят посреди дороги с открытым капотом. А все потому, что некоторые водители не уделяют достаточно внимания системе охлаждения своих авто.
- Есть среди нас водители, которые даже не подозревают, что показывает тот или иной прибор, - говорит автомеханик Алексей Шульга. - Ездят по принципу: заводится - значит, все хорошо. Но стоит попасть хоть в маленькую пробку, как автомобиль начинает резко перегреваться, стрелка температуры двигателя ползет в красную критическую зону. А замечаем мы это лишь тогда, когда из-под капота начинает валить пар и плескаться вода. Тут есть два варианта: тормозить прямо на дороге, нарываясь на ругань водителей, или продолжать движение в поисках парковки. Но нужно помнить, что если с "паровыми поездками" переборщить, то двигателю понадобится капитальный ремонт или даже замена.
ЧТО ДЕЛАТЬ. Следите за датчиком температуры. Если стрелка приближается к красной отметке, немедленно принимайте вправо и глушите мотор. Чтобы двигатель остыл быстрее, откройте капот. Если так случилось, что вы уже "закипели", не включайте печки или кондиционер.
- Чтобы не попадать в такие ситуации, проверяйте систему охлаждения, - советует Алексей. - Периодически запускайте двигатель на холостом ходу. Подождите, пока он прогреется. Если при температуре 95 градусов автоматически включился вентилятор, значит, с охлаждением все в порядке, можно ехать. Если нет, обратитесь к мастеру.
ПЕРЕГРЕВАЮТСЯ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ И ШИНЫ
Эксперты советуют, по возможности, не гонять автомобиль в самое пекло. Если вы все же выехали, есть опасность нарваться на перегрев не только двигателя, но и тормозных колодок.
- Что может быть хуже, когда на скорости пропадают тормоза. Иногда это происходит из-за банального перегрева, - говорит Алексей Шульга. - Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать несколько правил. К примеру, если постоянно давить на тормоз, тормозные колодки и диски могут раскалиться докрасна. В итоге колодки сгорят, а диски деформируются. Но самое плохое то, что от высокой температуры может закипеть тормозная жидкость - и тормозная система полностью выйдет из строя. Особое внимание уделяйте этой проблеме, к примеру, в Крыму.
Сюрпризы может подкидывать даже асфальт. Так, после ремонта на поверхности дороги выступает масляная пленка, езда по которой так же опасна, как езда по льду. А если вы продолжаете кататься на зимних, да еще и не совсем качественных шинах, то от высокой температуры они могут превратиться в густое желе. В результате при резком торможении мало того что тормозной путь увеличится, так еще и машину может понести.
ЧТО ДЕЛАТЬ. Если вы спускаетесь с затяжного склона, тормозите сильными, но прерывистыми нажатиями, постоянно отпуская педаль тормоза, тем самым давая возможность отдохнуть тормозной системе, охладиться. Если спуск слишком длинный, остановитесь в "кармане" и дайте вашему автомобилю передохнуть несколько минут.
ЗАЖИГАЛКИ И ДЕЗОДОРАНТЫ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В БОМБУ
Если все же придется поставить авто на солнце, не оставляйте в салоне зажигалок, дезодорантов, освежителей воздуха, баллонов с газом и других предметов с горючими жидкостями - они могут взорваться.
- Из-за копеечной безделушки можно потерять весь автомобиль. Подобные происшествия в жаркую погоду не редкость, - рассказывают в МЧС. - На солнце температура в салоне может подняться до 60 градусов. Этого достаточно, чтобы произошел взрыв. Даже простой дезодорант превращается в бомбу. А ведь по статистике салон автомобиля полностью выгорает всего за 4 минуты.
ЧТО ДЕЛАТЬ. Не оставляйте в салоне емкости, которые находятся под давлением. Даже зажигалки нужно забирать с собой. Также летом будет не лишним ездить по всем правилам и возить с собой огнетушитель. Если беда случилась, вы сможете сдержать пламя, пока не приедут спасатели.
РАСПЛАВЛЯЕТСЯ ТОРПЕДО
Позаботьтесь о том, чтобы прямые солнечные лучи не попадали на лобовое стекло. Под определенным углом оно может превратиться в увеличительную линзу, которая с легкостью расплавит центральную консоль машины.
- Зачастую мы паркуем машину под деревом и убегаем, не думая, что через несколько часов тенек превратится в самое пекло, - говорит специалист. - В бюджетных автомобилях применяют дешевый пластик, который от высокой температуры начинает деформироваться и даже плавиться. А замена центральной консоли - удовольствие недешевое.
ЧТО ДЕЛАТЬ. Один из самых распространенных способов - купить светоотражающий экран. На боковые стекла подойдут шторки на присосках. Если вы не позаботились заранее об экране и шторках, сгодятся газеты, светлое полотенце или даже рубашка, которую можно разложить на центральной консоли.
ЗАКУПОРЕННЫЙ САЛОН - КАК ГАЗОВАЯ КАМЕРА
|
Не забывайте о своем здоровье, а также о пассажирах. Не оставляйте в закрытом авто детей, животных, больных людей даже на 10 минут. От высокой температуры и нехватки кислорода они могут потерять сознание, может случиться сердечный приступ.
- Закупоренный автомобиль на солнце чем-то напоминает газовую камеру, - рассказывают в МЧС. - Случаи, когда люди просто задыхались, уже были. Прыгать в авто и тут же включать кондиционер на полную катушку тоже не следует - от резкого перепада температуры водителю может стать плохо.
ЧТО ДЕЛАТЬ. Сначала проветрите салон, опустив все окна. Когда температура немного упадет, включите кондиционер на полную мощность. Когда салон охладится, установите его на минимум и поддерживайте температуру около 24 градусов. Поток воздуха должен идти не на вас, а вверх, охлаждая салон.
ВАЖНО
Боимся больших луж
За жаркой погодой часто следуют тропические ливни. Если сильный дождь застал вас в пути, не стоит форсировать лужи, лучше остановиться на обочине и подождать. Этим вы не только сбережете свои нервы, но и сохраните здоровье автомобилю.
- Прежде чем ехать в лужу, нужно вспомнить, что произойдет, если на раскаленную железную плиту вылить ведро холодной воды, - говорит автомеханик Алексей Шульга. - Правильно, плита треснет пополам. Что-то подобное может произойти и с двигателем вашего автомобиля. Если при максимальном нагреве переехать водную преграду, произойдет гидроудар, а это чревато заменой двигателя.