Загрузить еще

В столичное такси берут и маньяков, и туберкулезников

В столичное такси берут и маньяков, и туберкулезников
Фото: Прежде чем садиться в машину с шашечками, запомните номера авто. Мало ли что...

"СЕЙЧАС ПРИНИМАЮТ И БОЛЬНЫХ, И ХРОМЫХ"

Недавно столичные власти заявили, что скоро в Киеве будут работать такси только на авто высшего класса, которые покрасят в единый зеленый цвет. За руль новеньких машин посадят образованных и опрятных водителей.

Интересно, что "шашечную" революцию чиновники планировали провести еще до начала Евро. Но, чтобы не нарваться на акции протеста в канун чемпионата, реформы перенесли. А пока народные избранники готовят революционный закон, киевлян все чаще возят разбитые и прогнившие машины с форточкой вместо кондиционера. Причем некоторые, узнав, что названная улица находится где-то на окраине, могут вдруг высадить вас на полпути. И это не только "бомбилы", но и официальные службы, у которых тоже за рулем нередко оказываются хамы, не знающие город. При этом цены в киевских таксопарках вполне европейские.

Кто же подбирает кадры для такси и можно ли чувствовать себя в безопасности, вызывая машину через диспетчерскую службу? Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили сами устроиться в таксопарк. Тем более что вакансий сейчас - полно.

Для начала подхожу к машине с шашечками, стоящей возле моего дома на Нивках. 

- Работу ищете? Ну это запросто. Сейчас, перед Евро, вообще берут всех - и больных, и хромых, главное, чтобы свои колеса были, - ехидно улыбаясь, говорит таксист с 15-летним стажем Леонид. - Раньше с этим было строго: техосмотр машины, медосмотр водителя, аттестации разные, смотрели даже, чтобы одевались чисто. Помню, нужно было сдавать экзамены, а сейчас программу на мобильный скачал - и ты "в штате". Главное - выручку не зажимать: тогда не уволят и заказы будут постоянно давать. 

По словам таксиста, большинство столичных компаний перешли на мобильный сервис: пришел заказ, его разослали по сети, к которой имеют доступ многие службы. Так дешевле и проще.

НА РАБОТУ ПО SMS!

А в преддверии Евро, чтобы в штате было больше машин, некоторые фирмы начали набирать на работу не только по мобильному, но даже и без собеседований! В подтверждение своих слов мужчина протягивает корпоративную газетку "Киевское такси". Среди полезной информации - десятки вакансий для водителей. И красуется объявление: "Прием на работу по SMS!" Ниже - два мобильных номера и инструкция. Схема проста. Нужно отправить сообщение, указать номер своего авто, марку и цвет. В ответ получишь позывной, пароль, а также ссылку для скачивания программы mobile taxi и настройки. Никаких тебе разговоров с начальством, собеседований, медосмотров и аттестаций. Не интересует и ваша биография. Ведь даже выручку можно отдавать анонимно. Не хотите светиться - перебрасывайте деньги на счет хозяина через терминал.

Простыми словами, в столичное такси сегодня может устроиться как серийный убийца, так и психически больной человек. А если с клиентом что-то случится… С кого спрос? Крайних не найти, ведь официального трудоустройства по SMS никто не обещает. И от такого водителя можно в любой момент откреститься.

Отправляю сообщение на указанный номер. На следующий день перезванивает девушка. 

- Вы работу ищете? У нас к вам пара вопросов, - заинтриговала барышня. - Есть ли в машине кондиционер и знаете ли вы английский язык?

Получив утвердительный ответ, девушка собеседование закончила. А вот я решил подлить масла… в бензобак. 

- Есть одна проблемка - я только из тюрьмы вышел, да и города пока не знаю, - говорю моей "работодательнице", которая после небольшой паузы ответила:

- Желание работать есть, значит, справитесь. Сейчас получите настройки на mobile taxi и начинайте.

ЧТО Я СДЕЛАЛ...

ПРОВОДИМ ЭКСПЕРИМЕНТ

Перед Евро на работу в такси берут всех подряд по таким объвлениям.

Набираю номер такси и делаю заказ с улицы Фрунзе, 130, к метро "Дорогожичи". Уже через минуту заказ появился в системе mobile taxi. Не теряя времени, беру свой же заказ себе, а в конце смены перечисляю работодателю 10% от выручки (4 гривны).

На следующий день снова набираю диспетчерскую и пытаюсь клеветать на самого себя.

- Я вчера такси жене вызывал, так вот хочу сказать, что ваш водитель - маньяк, - жалуюсь в трубку. - Начал к ней приставать, она едва успела выбежать из машины.

В конце беседы диктую номера своего авто. На другом конце провода молчание. После паузы девушка обещает разобраться:

- Этот мерзавец больше работать у нас не будет, сегодня его уволим…

Но угрозы и разбирательства так и остались словами. Мало того что работодатель меня так и не набрал, так еще и аккаунт mobile taxi мне никто не отключил. А зачем? Ведь каждый вечер я могу перечислять на счет 10 процентов выручки.

Юристы советуют запоминать номера машин, в которые вы садитесь, и, выезжая, отправлять кому-то из родных или знакомых SMS с номером машины, в которой вы едете. А также попросите у водителя документ (лицензию), подтверждающий, что он имеет право заниматься перевозкой людей.

Фото Максима ЛЮКОВА. 

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Василий ПОПИК, глава Всеукраинского профсоюза таксистов:

- Об этой проблеме мы знаем и думаем о ней каждый день. Нам необходимо все это дело узаконивать. Сегодня происходит полная безнаказанность. Таксистов берут на работу по SМS. К клиентам приезжает кто угодно и откуда угодно. Никто не знает, кто приедет к вам на вызов. Вы звоните в одну компанию, а к вам может приехать таксист из трехсот других компаний... Это бомба замедленного действия, которая уже начинает взрываться. Наша ассоциация категорически выступает против таких схем. Мы устали ждать от власти каких-либо действий и сами готовим закон о такси, который не позволит заниматься таким беспределом. Если народные депутаты нас не услышат, будем закрывать их в Верховной Раде. Ведь это катастрофа всеукраинского масштаба. 

СПРАВКА "КП"

Что такое мobile taxi? 

С виду программка напоминает обычный чат. Каждые 10 секунд на экране появляются десятки адресов, расстояния маршрута и тариф. Например: "Ул. Туполева, 15д - Крещатик, 36. 52 грн.". Водитель, видя в своем мобильном подходящий ему заказ, ставит напротив него галочку и едет за клиентом. В базе отмечается, кто принял заказ.

С одной стороны - удобно. Только вот если раньше пассажир вызывал машину конкретной компании, то при таком подходе выполнять ваш заказ будет не та конкретная служба, которой вы доверяете, а тот, кто окажется ближе. И не факт, что этот водитель приедет на хорошей машине и с добрыми намерениями.