Или многоточие. Речь о знаменитой частной коллекции картин, которую Рада признала национальным достоянием. Уже восемь лет эта коллекция скрыта от посторонних глаз в подвалах Нацбанка, хоть он и не имеет права распоряжаться ею. Судьбу коллекции выясняла корреспондент "КП".
ОЦЕНИЛИ В ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ, НО ТОРГИ ЗАПРЕТИЛИ
История уходит корнями в 1996 год, когда "Градобанк" - один из мощнейших банков Украины - потерпел крах. Его главу Виктора Жердицкого обвинили в присвоении денег, которые Германия выделила на компенсации украинцам - остарбайтерам времен Великой Отечественной. Жердицкого дважды брали под арест и дважды оправдывали, первый раз в Украине, второй - в Германии. А параллельно ползли слухи о коллекции картин, которую он собирал.
По официальной информации, коллекция формировалась с 1991 года. Это были классики украинской и зарубежной живописи - Орловский, Пимоненко, Пикассо, Дали, Кандинский, Ренуар - и современные художники, подававшие надежды: Тистол, Сенченко, Бовкун. Часть работ в 1993-1995 гг. выставлялась в Национальном художественном музее и Украинском доме. Такие выставки повышают цену коллекции. В декабре 1996 года четверо именитых искусствоведов пришли к заключению, что 785 картин стоят 5 млн 176 тыс. 650 долларов. Потом коллекция, получившая громкое название "Украинская национальная галерея", послужила залогом под кредит от Нацбанка.
Этот кредит "Градобанк" вернуть так и не смог. В 2000 году его окончательно признали банкротом. Картины полагалось продать за долги на аукционе, но торги не состоялись - их еще в 1998 году запретила Верховная Рада. А в 2004 году она приняла закон о признании коллекции национальным культурным достоянием. Нацбанк должен был передать картины в Национальный художественный музей.
|
В МУЗЕЙ ТАК И НЕ ВЕРНУЛИСЬ
Но Нацбанк выполнять предписание закона не спешит. Почему - в общем-то, понятно. 150 картин из этой коллекции в 2004 году Нацбанк выставил в Украинском доме на всеобщее обозрение. Та выставка произвела настоящий фурор. Эксперты сразу же заявили о том, что коллекция целиком может стоить до 60 миллионов долларов. Эта оценка, правда, была самой оптимистичной. Но и "средняя" цена, названная искусствоведами, - $5-9 миллионов - видимо, оказалась достаточной, чтобы НБУ стал затягивать момент предписанного законом расставания с неожиданно обрушившимся на него сокровищем. 35 картин из коллекции в 785 полотен все эти годы продолжали украшать кабинеты этого ведомства в Киеве на Институтской улице.
У искусствоведов именно эти работы вызывают особое беспокойство: ведь по документам это всего лишь предметы декора с инвентарными номерами - как люстра или канцелярский столик. Акты приема-передачи не составлялись, фотографии не делались. А после истории с подменой картин Глущенко в Кабмине, знаете ли, всякое приходит на ум.
Кстати, "бункер" НБУ, где на стеллажах и на полу хранятся сокровища "Градобанка", по температуре и влажности подходит к требованиям, необходимым для хранения картин, отмечают специалисты.
Главный хранитель Национального художественного музея Юлия Литвинец бывала в том "бункере". Вот что она рассказывает:
- В 2004 году, когда было принято решение о передаче картин в музей и мы получили доступ в хранилище, за неделю только успели сверить картины с их описанием и заявленными размерами. Даже сфотографировать не разрешили, ссылаясь на то, что это режимный объект.
|
ПОЯВИЛСЯ ТРЕТИЙ ПРЕТЕНДЕНТ
Битва за "Градобанк", которую с 2004 ведут Национальный музей и НБУ, похожа на спор правого кармана с левым: где хранить национальное достояние? Судебная тяжба, инициированная прокуратурой Киева, закончилась в пользу музея. Потом было решение Конституционного суда, который в 2008 году признал неконституционным передачу картин, хотя статус национального достояния за ними оставил. Последнее решение суда - опять-таки в пользу музея, в котором больше беспокоятся о другом: часть картин коллекции приписывается знаменитым авторам, но их кисти не принадлежит.
В том же 2004 году Генпрокуратура передала музею 72 картины из собрания "Градобанка" на хранение. Это были полотна, послужившие залогом при освобождении Жердицкого из-под стражи. Как считают в музее, эти картины могут послужить лакмусовой бумажкой для реальной оценки собрания "Градобанка".
Главный хранитель музея Юлия Литвинец показывает мне зарисовку в стиле античности.
- Эта графика заявлена как студенческая работа Тараса Шевченко. Экспертиза может подтвердить только возраст бумаги и графита, но никак не авторство. Типичная постановка, рисунок без подписи. В Украине практически нет специалистов, которые могли бы разобраться в каждом штрихе и сделать заключение, что это именно рука Шевченко, а не какого-то другого студента. Таких рисунков в коллекции семь.
|
Как "неизвестный художник" в фонды музея занесена "Обнаженная", которая в коллекции "Градобанка" была заявлена как картина Александра Архипенко.
- Большинство картин действительно ценные, но порядка 10% из тех, что мы получили, вызывают сомнения, - делится с "КП" Юлия Литвинец. - Это, в частности, картина "С ярмарки", которую приписывают Пимоненко, и работа "Лесной пейзаж" якобы кисти Нилуса. А на одной из картин, что очень тревожит, я обнаружила затертый инвентарный номер другого музея. Что касается работ, хранящихся в Нацбанке, то их на авторство не проверяли. Теперь картины, которые не вызывают сомнений, а в первую очередь это работы наших современников, будут зачислены в основной музейный фонд. Работы, где авторство под вопросом, уйдут в научно-вспомогательный. Кое-что попадет в обменные фонды, может быть передано другим музеям.
Но далеко не факт, что это состоится в ближайшее время. Нацбанк может обжаловать решение суда - это во-первых. А во-вторых, на одиозную коллекцию есть еще один претендент - сам "Градобанк". Опираясь на решение Конституционного суда, картины намерены вернуть - все до единой, включая 72, которые уже внесены в музейный фонд. Картины в отличие от людей со временем только приобретают привлекательность. По мнению Виктора Жердицкого, сейчас его собрание стоит $40 000 000. Так что интрига остается.
КОММЕНТАРИЙ ПРОКУРАТУРЫ
"Коллекция принадлежит государству"
- Решением Окружного административного суда Киева от 7 марта этого года Национальному банку было отказано в пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, - говорит начальник отдела обеспечения участия в административном судопроизводстве прокуратуры Киева Ольга Высоцкая. - Документов о том, что Нацбанк подал апелляцию, у нас нет. Позиция прокуратуры такова, что картины, признанные национальным достоянием, должны храниться в музее, где для этого есть все условия.
А БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ
Украли "Даму" Малявина и пейзаж Ющенко
В истории с коллекцией "Градобанка" есть еще одна тайна. 92 предмета искусства, которые банк оставил себе, после банкротства были переданы на хранение в "Банк Велес". Когда в 2004 году представители "Градобанка" вместе с представителями Генпрокуратуры открыли хранилище, то недосчитались 17 картин, изделий Фаберже и фарфоровой статуэтки.
- Их не было в акте описания, - вспоминает экс-глава "Градобанка" Виктор Жердицкий. - Картины исчезли без следа. Впрочем, это неудивительно. Краденые полотна не продают на аукционах. Проходят десятки лет, прежде чем они "всплывут" в какой-то из частных коллекций.
На сайте "Градобанка" висит перечень похищенных предметов. Среди них "Лесоповал" Жуковского, "Портрет Дамы" Малявина, "Утки" Ютца и картина, написанная экс-президентом Украины Виктором Ющенко, - "Перед Бурей". 72 уцелевшие картины были переданы на хранение в Национальный музей.
Рисунок неизвестного художника, который был заявлен в коллекции "Градобанка" как студенческий набросок Тараса Шевченко.
Фото предоставлено Национальным художественным музеем и с сайта "Градобанка".