Загрузить еще

Музей Прадо в Мадриде

Музей Прадо в Мадриде

ОТ МУЗЕЯ НАУК - К СОБРАНИЮ ИСКУССТВ

Идея создания музея принадлежит королю Карлу III, который поручил в 1775 году архитектору Хуану де Вилльануэва построить Музей естественной истории, для чего отвели место в парке Прадо. Но здание в стиле испанского классицизма не достроили: Карл III умер в 1788 году. Его преемник Карл IV был равнодушен к культуре и проектом не интересовался. Потом началось наполеоновское нашествие. Только в 1814-м здание, сильно пострадавшее от войны, решили достроить. И в 1819 году королева Мария Изабелла, жена испанского властителя Фернандо VII, основала картинную галерею. В постановлении об открытии Музея Прадо сказано: "Целью музея является давать знания, воспитывать художественный вкус у учеников и профессоров художественных академий, а также у иностранцев, чтобы создать Испании славу, которую она заслуживает". 

Даже само здание музея - это памятник архитектуры. 

ОБНАЖЕННУЮ НАТУРУ ПРЯТАЛИ 

Вначале в музее было всего 311 картин. Произведения отбирали с большой строгостью - например, совершенно не допускались картины с обнаженной натурой. И из дворцовых собраний их передали в закрытые фонды Академии Сан Фернандо. 

Постепенно экспозиция расширялась, в коллекцию попадали произведения как испанских, так и иностранных мастеров. 

Особенно королевские коллекции пополнились при Филиппе IV. Тогда свою роль сыграл Веласкес - придворный художник и главный советник по приобретению предметов искусства. Фонды музея росли также за счет произведений искусства, конфискованных у монастырей. Большой вклад, конечно, внесли и частные дарители. Так, первую картину в музей в 1829 году передал герцог Сан Фердинандо. Это было "Распятие Христа" Диего Веласкеса. 

Интересно, что музее есть множество произведений фламандцев. Дело в том, что более полутора веков провинции современных Бельгии, Нидерландов и Люксембурга принадлежали испанской короне, и многие фламандские художники работали в Испании.

ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО УВИДЕТЬ? 

Сейчас в Прадо собрано одно из крупнейших в мире собраний произведений искусства со времен античности до наших дней. 

Здесь наиболее полная коллекция испанской живописи, особенно XVII и XVIII веков. В музее хранится половина творческого наследия Диего Веласкеса, среди его картин - "Менины", "Сдача Бреды", "Вилла Медичи", "Пряхи", "Пьяницы". Поклонники Гойи увидят его работы - от ярких и веселых сцен празднеств до угрюмого сумасшествия "черного" периода. Среди известных - две картины "Маха", "Семья Карла IV", "3 мая 1808 года в Мадриде: расстрел повстанцев мамелюками". В собрании также есть картины Эль Греко, Риберы и многих других. 

Здесь хранятся знаменитые "Адам и Ева" Дюрера.

Из итальянцев в первую очередь ищите Андреа Мантенья, Сандро Боттичелли, Рафаэля, Андреа дель Сарто, Тинторетто, Веронезе и Тициана. 

Из мастеров фламандской школы здесь Рогир ван дер Вейден, Ганс Мемлинг, Иоахим Патинир, Иеронимус Босх, Питер Брейгель, Рубенс, Антон ван Дейк.

Среди художников германской школы - Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах.

 

Юлия СМИРНОВА, редактор рубрики "Отдохни!", - о своем любимом музее: В Испании искусство, как коррида, - без компромиссов 

- Прадо я люблю за то, что там все по делу. Объясню методом от противного. В итальянских музеях можно сутками ходить вдоль сотен картин, подписанных абсолютно незнакомыми итальянскими фамилиями, и лишь к закрытию музея найти-таки "знакомых" - Рафаэля, Тинторетто... Может, для повышения культурного уровня такой подход и полезен. Но когда на музей отведено несколько часов в плотном отпускном графике, хочется первым делом увидеть главное. 

В Прадо так и получается. Захожу в один зал - меня встречает знакомая с детских книжек по истории искусств девочка-куколка в платье с кринолином, окруженная заботливыми фрейлинами. "Менины" Веласкеса. Ну и дальше в том же шедевральном духе. Что ни зал - то "Даная" Тициана (очень похожая на ту, что в Эрмитаже), "Три грации" Рубенса или автопортрет Дюрера. И если уж Босх, так "Сад земных наслаждений". Никаких компромиссов, прямо как на корриде. Не заблудишься, не запутаешься. 

Насытившись искусством, гости испанской столицы обычно выходят на бульвар Пасео дель Прадо. Место хорошее. Но слишком уж туристическое - со всеми вытекающими минусами. Мне нравится выходить из Прадо в противоположную сторону - на тихие улицы, ведущие к парку Ретиро, в которых хочется остаться жить. Или на север. Там начинается пижонский квартал Саламанка, где пахнет новой обувью и хамоном. Все-таки больше всего я люблю Прадо за то, что он в Мадриде!..