Семь колоколов названы именами членов семьи
Уже на подъезде к небольшому селу Темировка (Запорожская область) бросаются в глаза красивые золотые купола. Новую церковь здесь совсем недавно построил сельский голова и фермер Александр Чуб - в память о погибшем сыне Александре.
- В 2000 году мы с Сашей были на богослужении в соседнем Гуляйполе. Тогда он предложил построить храм у нас в селе, я согласился, - говорит Александр Григорьевич. - А через полгода сын погиб в жуткой аварии.
Отец посчитал своим долгом выполнить желание Саши. Вместе с главным инженером своего предприятия Владимиром Горобцом спроектировали будущий храм. Специально объехали окрестные церквушки, чтобы все грамотно сделать. А расписывать пригласили 14 лучших художников из Киева, Львова, Почаева. На все работы ушло десять лет.
|
В цокольном помещении расположилась церковь великомученика и целителя Пантелеймона, а в главном находится храм Святого мученика Александра.
- Сын родился 4 ноября, в день этого святого, поэтому я его так назвал, - поясняет сельский голова. - Именно в этот день в 2011 году был освящен большой зал. А жена с дочкой благоустроили дворовую территорию - посадили деревья и цветы. Есть даже сакура и орхидея.
Еще одна особенность храма - колокола. Их семь, и все названы именами членов семьи Чуб. Самый большой, 250-килограммовый, посвящен Александру Григорьевичу, а самый маленький, 5-килограммовый, - в честь внучки Ирочки.
|
Святыня в огороде
В тихом селе Межгорье 72-летний Владимир Голуб - местная знаменитость. Его тут все знают как человека, строящего церковь в собственном огороде. Возводить храм на пяти сотках приватизированного участка прямо возле родного дома Голуб начал еще 10 лет назад. Говорит, на такой необычный шаг решился по просьбе одного симферопольского епископа, который божился всячески помогать, но слова не сдержал.
|
- Я решил продолжить богоугодное дело, набросал чертежи, сделал расчеты и приступил к работе, - говорит Владимир Александрович. - Деньги у меня тогда водились приличные: я продавал цветы в Москве, на сберкнижке имелись накопления, дровишками приторговывал. Да и почти все делал своими руками: бетон замешивал, клал камни, перекрывал крышу, штукатурил... Да ты не смотри на возраст, у меня силушка, знаешь, какая была! Если бы не тот случай, давно бы стройку закончил.
В июне 2009 года пенсионера ударила молния - он в тот момент на автобусной остановке жену ждал. Разряд вошел в голову и вышел через ногу. "Это тебя, Бог спас - за то, что ты церковь строишь, - говорили потом старику врачи. - После такого люди не выживают - сгорают".
И хотя крымчанина стали мучить судороги и боли в ногах, зато зрение, уверяет, улучшилось настолько, что отныне может читать без очков. Но возиться со стройкой теперь тяжело. Довести до ума он успел только притвор. Его стены обиты коврами и увешаны иконами, купленными в разных храмах Крыма.
- Я бы отдал церковь хорошему человеку, чтобы достроил, - вздыхает Владимир Голуб. - Боюсь, сам уже не осилю…
От бывшего прапорщика - сослуживцам
|
Маленькая церквушка Святого равноапостольного князя Владимира (УАПЦ) находится на территории воинской части 4114 Управления Западного территориального командования МВД Украины, а построил ее для своих сослуживцев бывший прапорщик Михаил Торконяк. Сам он теперь является и настоятелем храма.
- В 1989 году я тайно поступил во Львовскую семинарию, священником стал в 1993-м, - говорит митрофорный протоиерей. - Кроме этого, я закончил специальные курсы военных капелланов.
Церковь действует с 2008 года. Возводили ее на деньги меценатов. Расписывали преподаватели и студенты Львовской академии искусств. Деревянный иконостас - тоже дипломная работа выпускников этого вуза.
Особого внимания заслуживает колокол. Его купили в Чехии два года назад за 4 тысячи евро - все оплатил спонсор, некий Николай. В благодарность звон назвали святым Николаем.
Самую старинную икону (XVIII век) тоже подарил меценат. Говорят, она помогает всем, кто к ней обращается с молитвой.
Кстати, в учебном центре внутренних войск в Золочеве (Львовская область) тоже есть своя деревянная часовня. Идея построить храм для солдат возникла у нынешнего начальника Управления Западного территориального командования внутренних войск полковника Александра Рачка. Помогали ее воплотить в жизнь молодой сержант и его отец, который сделал купола. Церквушку освятили в 2006 году.
Монастырсий скит посреди дачного поселка
|
Земельный участок в селе Богородичное (неподалеку от Святогорска в Донецкой области) братья Луневы купили в далекие советские времена - их дед отсюда родом. Сергей Геннадьевич и Владимир Георгиевич в Донбассе были людьми известными и уважаемыми: работали в угольной отрасли, занимали руководящие партийные посты.
- Как-то братья копали огород и наткнулись на фундамент, - рассказывает пресс-секретарь митрополита Донецкого и Мариупольского протоиерей Георгий Гуляев.
Стали наводить справки и узнали: согласно легенде в одном из колодцев села когда-то давно был найден образ Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость". Вскоре (а точнее, в 1847 году) на этом месте воздвигли церковь, которую освятили в честь той самой иконы.
Деньги на строительство пожертвовал тогдашний владелец этих земель - действительный тайный советник Александр Потемкин. Именно с этого храма в ХIХ веке после долгого запустения и начала возрождаться Святогорская обитель. Сельская церковь простояла 90 лет, пока ее не разрушили в пылу сталинских пятилеток.
Луневы решили возродить храм. Сами искали архитекторов, строителей, иконописцев… 19 февраля 2005 года красивейший пятикупольный храм небесного цвета освятили. Позже храм вместе с подворьем переоборудовали в Богородичный скит Свято-Успенской-Святогорской лавры, и теперь здесь живут монахи-отшельники.
Братьев Луневых за благое дело наградили старейшим орденом Русской православной церкви Святого равноапостольного князя Владимира ІІ степени (кавалерами этого ордена являются патриархи Алексий II и Кирилл). А в мае 2006 года старшего из братьев-благотворителей похоронили возле скита.
Заброшенный храм восстановили работники комбината
|
Свято-Николаевскому собору в Комсомольске (Полтавская область) и 20 лет еще нет. Но его история очень богата. Ведь местность, на которой стоит церковь, еще в позапрошлом веке была признана святой.
А дело было так. Жители села Горишние Плавни стали замечать над одним из курганов необычные явления: то он излучает свечение, то над ним появляются огненные шары.
Раскопав курган, крестьяне обнаружили древнее святилище, огромные камни которого заложили в фундамент Николаевской церкви.
Но в 1960-м и село, и церковь снесли ради строительства горно-обогатительного комбината и города Комсомольска. Позже работники ГОКа организовали православное общество - для возрождения храма. В него входил интересный человек - дед Андрей. Протестуя против неверующей власти, он отказался получать советский паспорт, а значит, и пенсию. Зимой топил печь дровами, а на ночь выгребал золу и забирался внутрь поспать. К сожалению, старик не дожил до строительства нового храма, а в его хате после смерти нашли книгу по истории СССР, где между строк был полностью переписан Православный молитвослов.
В 1990-х работники комбината таки уговорили директора восстановить Николаевский храм. Строительство церкви, как и все в городе, велось экспериментально и из местных материалов. К примеру, купола сделали из полимербетона и обложили керамической плиткой.
В день освящения собора митрополит Киевский и всея Украины Владимир подарил храму икону Николая Мирликийского с частицей его мощей. Ее, кстати, считают чудотворной. Как-то святыню даже пытались похитить, но пропажу быстро нашли в антикварной лавке в соседнем Кременчуге.
Свято-Николаевский собор - постоянно действующий храм. Он также имеет статус экзорцистского, ведь тут проводят процедуру изгнания демонов. Таких в СНГ всего 20.
В ТЕМУ
В селе под Одессой зацветают высохшие лилии и исцеляются тяжелобольные
В небольшой Свято-Николаевский храм в селе Кулевча (Одесская область) приезжают паломники со всего СНГ. О здешних чудесах впервые заговорили лет шесть назад, когда однажды в киоте иконы Казанской Божией Матери вдруг расцвели украшавшие его сухие лилии. Ученые из Одесского ботсада лишь развели руками: мол, это невозможно - цветы были мертвыми и ожить не могли. А криминалисты из Одесского бюро судмедэкспертизы добавили, что засохшим цветам не менее 40 лет - именно тогда киот иконы последний раз открывался. Но что бы ни говорили ученые, а лилии на иконе вопреки всем законам природы каждую весну распускаются вновь.
|
- Мы всего лишь слуги Господа нашего, - отвечает отец Павел на вопрос о чудесах, - и нам неведомы все его помыслы. Видимо, ему для чего-то нужно, чтобы у нас иконы мироточили и люди исцелялись.
По одной из легенд, в четырех местах Украины по совету мудрых старцев были установлены деревянные кресты: в Почаеве, за Киевом, возле Харькова и тут, под Одессой. Если эти точки отметить на карте, получится христианский крест - один из главных оберегов страны. Позже на месте этих крестов появились храмы, и в каждом из них происходят необъяснимые с научной точки зрения вещи. А в Кулевчанском храме их особенно много. Только фактов исцеления (их здесь в особую книгу заносят) уже более полутора тысяч.
- У нас каждую пятницу и субботу молебен в храме проходит, - рассказывает местная жительница Тамара Михайловна. - А после него отец Павел раздает всем желающим пакетики с ваткой, пропитанной миром. Один такой киевлянка взяла. Она несколько раз сюда приезжала, все о ребеночке молилась. И вот недавно приехала с малышом грудным и пакетик этот всем показала - в нем ватка цветочками хлопка проросла!
КОМПЕТЕНТНО
Такие люди создают себе постоянную молитвенную память
- Храмы всегда строились общиной верующих, люди жертвовали деньги, принимали участие в строительстве. Есть в принципе и домовые церкви, которые строят при жилом доме, но независимо от того, каким образом построен храм, он все равно посвящен Богу, - говорит протоиерей Георгий КОВАЛЕНКО, глава Синодального информационно-просветительс-кого отдела Украинской православной церкви.
- Для тех, кто построили церковь за свой счет, это зачтется? Ведь принято считать, что так поступают те, кто хочет замолить какие-то серьезные грехи...
- Все добрые дела "засчитываются", но участь каждого будет решать Господь. Строительство храма не избавляет человека от необходимости жить в соответствии с божьими заповедями и верой православной. Иными словами, строительство храма не является автоматическим спасением - это должно стать свидетельством того, что человек изменился. Бог судит не по количеству построенных храмов, а по сердцу человека. Но на каждом богослужении есть особое прошение о людях, которые построили церковь. А это значит, что такой человек создает себе постоянную молитвенную память.