НА следующей неделе исполнится ровно сто лет, как в северной части Атлантики затонул очень большой пассажирский корабль под названием "Титаник". Теперь название это знает каждый. Историки каким-то образом установили: за две тысячи лет по разным причинам потеряно миллион кораблей. Старое правило жизни на Земле гласит: "Плавать по морю необходимо…" Но при этом не дает права забывать о потерях. Такой памятной стала и эта трагедия большого судна, шедшего из Европы в Америку. За сто лет, даже после большой кровавой войны, о гибели "Титаника" не позабыли. За сто лет создано несколько больших фильмов, написаны романы об этой трагедии, много было исследований - почему это случилось. Гибель "Титаника" сделалась символом.
СПУСК "Титаника" на воду сопровождался шумной рекламой - "мост через океан создан", "самый большой непотопляемый корабль отправляется в плавание", "вызов земной стихии" и так далее. Самые богатые люди решили "отметиться" в этом престижном плавании. Среди хора восторгов раздались голоса и тех, кто считал сверхизбыточной роскошь, с которой снаряжался в первый свой рейс "Титаник". Золоченая мебель кают и многочисленных залов и ресторанов, мрамор турецких бань, пальмовый сад и гимнастические залы...
Первородным грехом "Титаника" была роскошь. Цена билета первого класса равнялась восьмимесячной зарплате рабочего на верфи. Вопросы безопасности занимали владельцев корабля меньше, чем оглушительная роскошь.
Была и еще одна проблема. Владельцы судна и капитан рассчитывали, что "Титаник" придет в Нью-Йорк в рекордно короткий срок, не доступный для остальных кораблей с таким "грузом". Так "Титаник" начал свое первое плаванье.
НОЧЬ после 14 апреля была холодной, но тихой. Чистое небо было звездным, безлунным. Корабль резал воду с предельной для него скоростью. В большом зале играл оркестр. Публика веселилась. На палубах, кутаясь в меховые одежды, обсуждали великолепное путешествие. На высокой мачте сидел "вперед смотрящий" Фредерик Флит, готовый подать сигнал о препятствии по курсу. Но все было спокойно. И вдруг наблюдатель увидел, как звезды на небе накрыла какая-то тень. Айсберг? Наблюдатель сразу подал сигнал - три раза ударил в колокол! Но возможность дать задний ход и повернуть в сторону тяжелый корабль была упущена. Ледяная гора ударила в бок судну и распорола борт ниже ватерлинии. В большую щель хлынула вода.
Опасность первыми увидели кочегары. Капитан Смит в первую очередь, как пишут романисты и сценаристы фильмов, спешно явился к самому богатому американцу Джону Астору сообщить неприятную новость: "Мы слегка задели лёд…"
На борту "Титаника" было более двух тысяч человек - пассажиры и команда судна. Почти все не почувствовали опасного толчка. Все, кто не спал, гуляли на палубе или танцевали в зале, где непрерывно (до самого конца) играл оркестр.
Капитан непонятно почему не дал сигнал SOS в нужное время. Он уже знал, что "Титаник" обречен. Без лишнего шума стали сажать в шлюпки детей и женщин. Многие упирались - "все на борту, а нас опускают к холодной воде…" В первых шлюпках были незанятые места. Посадка была плохо организована - команда не знала, что дальше делать. Стюарды начали ругаться с матросами.
В это время еще не было паники. "Титаник" остановился, но работали динамо-машины и корабль светился тысячами огней. Ночь. Звезды на небе. На воде полный штиль. Это рождало иллюзию: "Как может утонуть такая махина!"
ВЕРШИНА трагедии приходится на последние полчаса. Это были для всех минуты ужаса, который не может передать ни одна кинолента. Корабль наполнялся водой. По коридорам мимо кают плавали чемоданы, ночные тапочки, детские коляски и разный мусор. Нельзя было найти дорогу по лестницам, лифтам и тупикам корабля наверх к шлюпкам. Шла схватка за последние места.
Уже после гибели "Титаника" стало известно: шлюпок изначально было меньше, чем пассажиров. 1028 человек с самого начала были принесены в жертву.
Отчаянные, готовые потопить любого за место в шлюпке, и робкие, надеющиеся только на бога, молились, плакали, проклинали судьбу, не надеясь уже ни на что. "В это время из чрева "Титаника" на шлюпочную палубу вышла толпа людей - кочегары и пассажиры третьего класса с кричащими детьми на руках. Они надеялись на шлюпки, но увидели только канаты, на которых они раньше висели. Новый взрыв рыданий потряс палубу. Показалось, что от этого крика рухнула одна из четырех труб лайнера. Нещадно дымя, труба упала в море, похоронив дюжину людей, еще державшихся на плаву. Среди них был и торговец мехами Джон Астор. Его измазанное сажей тело опознали только по огромному бриллианту на пальце.
"В какой-то момент корпус корабля завертелся вокруг невидимой оси. Корма его встала вертикально над водой… Сидевшие в шлюпках люди закрыли лица ладонями… "Титаник" под углом начал уходить в воду…"
Те, кто остался в воде, были обречены. Несколько шлюпок рванули в сторону от опасного места. Пытавшихся помочь людям в воде останавливали сидевшие рядом - "все равно им не выжить"… Таких было более полутора тысяч.
В ЧЕМ причина трагедии большого судна? В беспечности, высокомерии, бахвальстве, мол, деньги обойдут все препятствия. "Капитану "Титаника" со встречных судов поступали предупреждения о появлении айсбергов, температура воды упала до одного градуса ниже нуля, и только морская соль препятствовала ее замерзанию. Но самый высокооплачиваемый капитан в мире, 62-летний Эдвард Смит, в эту безлунную ночь держался прежнего курса".
Известный морской писатель Конрад в те дни написал: катастрофу вполне можно было предвидеть. Она случилась потому, что некоторые люди искали расположения богачей, - и вот результат!
КАТАСТРОФЫ были и после "Титаника". Но не было такой, которая длилась на глазах у людей так долго. Вспомним гибель американского "Челленджера": секунды - и в небе остались только хвосты облаков. В 30-е годы погиб огромный советский самолет "Максим Горький", погиб из-за того, что пилот решил, что может облететь большой самолет на маленьком истребителе.
Из морских крушений на памяти гибель во льдах парохода "Челюскин". Но там благодаря хорошей организации участники научной экспедиции спаслись, высадившись на льдине с палатками, снаряжением и провиантом. Всем благодаря мужеству зимовщиков и героизму летчиков удалось вернуться на землю.
Катастрофа "Титаника" в 1912 году на все времена оставила предупреждение: силы природных стихий не сдаются легкомысленным, без высоких целей людям.
В конце прошлого века немецкий журнал GEO напечатал очерк о гибели "Титаника": наше слово к памятной дате - всего лишь черточки на подробном рассказе о трагедии в океане, забыть которую невозможно.