Поэтому самый актуальный вопрос: кто будет нужен через 4-6 лет? И что вузы делают для того, чтобы сделать своего выпускника максимально конкурентоспособным?
На круглом столе в "КП" собрались эксперты из Министерства образования, службы занятости и ведущих вузов страны.
СОБИРАЙТЕ ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ О ВУЗЕ
- Сейчас будущие абитуриенты думают, в какой вуз нести документы. Что им можно посоветовать?
Николай Фоменко: - Начните с анализа того, как полученное вами образование поможет построить хорошую карьеру. Ведь каждый регион имеет свои особенности, свою экономику. Затем советую ознакомиться с правилами приема, с лицензией вуза и, особенно, сроками ее завершения! Максимально соберите информацию о вузе, в Интернете ее достаточно. Я рекомендую заранее подъехать в учебное учреждение, узнать мнения студентов, которые сейчас учатся. Кстати, в вузах созданы подразделения по содействию трудоустройству. Можно обратиться и туда, там будут владеть информацией, на каких направлениях у них проблемы с трудоустройством выпускников, на каких нет.
Наталья Шевченко: - Сейчас работодатели обратились в службу занятости с просьбой, чтобы их привлекали к разработке учебных программ, приглашали на экзаменационные комиссии. Ведь это позволит учебному заведению подготовить специалиста с необходимыми профессиональными качествами, а работодателю - сразу сориентироваться и пригласить того или иного выпускника к себе на работу. И е
сли вуз имеет такие наработки, имеет контакт с работодателями, конечно, он будет на плаву, и вопрос трудоустройства будет решаться проще.
- Кого же ждут работодатели через 4-6 лет?
Н. Ш.: - Сначала абитуриенту необходимо определиться с профессией, а потом выбирать вуз, в котором возможно получить необходимые знания. Долгосрочные прогнозы на 5-6 лет вперед сделать трудно. Но перспективные направления - это профессии из IT-сферы. Востребованы будут также специалисты с инженерно-техническим образованием. Актуальными остаются специалисты в строительной сфере. Профессии в сфере предоставления услуг также будут актуальны. Вместе с тем рынок труда нуждается и будет нуждаться в рабочих профессиях.
Хочу отметить, что в любом центре занятости можно получить консультацию и пройти тестирование при помощи специалиста. Это поможет сориентироваться, к какому виду профессиональной деятельности у будущего абитуриента есть склонность, какие у него интересы, к чему он стремится в жизни.
Сергей Иванов: - Необходимость получения основательных знаний - это аксиома. Тот, кто понимает, что без них невозможно достичь успеха, делает ставку на качественное образование, изначально выбирает вуз, диплом которого гарантирует ему не только престижное трудоустройство, но и обеспечит такое качество знаний, которое даст возможность быстрого карьерного роста.
Владимир Крыжановский: - Должны появляться новые специальности, но нельзя потерять то, что наработано. Если мы потеряем подготовку инженеров, то завтра потеряем школы и возобновить их будет трудно. Понятно, что если говорить о сегодняшних потребностях - это IT-технологии. Также сегодня поднимаются во всем мире вопросы экологии. Нужны специалисты для туристической сферы. Но кто сказал, что не будут нужны квалифицированные юристы? Сегодня их переизбыток, но эта профессия требуется в любой цивилизованной стране. Делить профессии на актуальные и не актуальные - небезопасно. Чтобы не приходилось потом покупать специалистов, как другим странам.
РАБОТОДАТЕЛИ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ЗАКАЗ
Н. Ш.: - Вместе с классическим образованием работодатели хотят видеть у претендента дополнительные навыки и знания. Математик? Да, но с навыками программирования. Юрист - но с глубокой специализацией в каком-то направлении или с хорошим иностранным языком. Абитуриент должен понимать, что впереди не только годы прекрасной студенческой жизни, но и кропотливой работы.
Н. Ф.: - Сейчас активировалось внимание работодателей к проблеме подготовки выпускников. Они дают советы, думают над тем, как вкладывать средства в "своего" студента, которого они нашли на 3-4-м курсе вуза. Мы надеемся на плодотворное сотрудничество с организациями работодателей, без них качественного специалиста не подготовить. Какие технологии они будут вводить, какие экономические направления развивать? Они должны руководителям вузов говорить, какие специалисты нужны будут через 5-7 лет.
Владимир Тимофеев: - Я бы выделил две группы проблем. Во-первых, сколько нам нужно будет механиков, энергетиков, химиков? Должен быть прогноз на уровне государства. Второе - на государственном уровне не решены вопросы привлечения работодателей к подготовке кадров, участию в коррекции учебных планов, программ. Об этом идет речь несколько лет - сделать какие-то налоговые преференции для организаций, которые тратят деньги на инвестиции в науку, в подготовку специалистов. Положение о трудоустройстве от 1996 года, которым мы пользуемся, устарело.
Наши ведущие вузы действительно имеют неплохие отношения с работодателями. У нас в КПИ их 4-5 тысяч, это база данных предприятий, с которыми мы работаем, создаем базы для практик, привлекаем работодателей к участию в формировании учебных программ.
- Что еще советовать студентам при выборе вуза?
В.Т.: - Познакомиться с вузом. Дает ли он качественное образование и отвечает ли оно запросу, который есть на рынке труда? Ежегодно у нас очереди на менеджмент, маркетинг, экономику, социологию, но нет очереди на машиностроение, сварку, химию и другие, которые являются базовыми для нашей экономики. Если бы абитуриенты ознакомились с сайтами вузов, посмотрели, кому каких надо специалистов, как меняются запросы на рынке труда, думаю, они бы сделали верный выбор. Действительно, сейчас информационные технологии на слуху, но в широком понимании это и компьютерные науки, и прикладная математика, и телекоммуникации, и электронные технологии. Развиваются традиционные для Украины сферы - это машиностроение, авиастроение, химия, энергетика.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ
- Обратимся к опыту частных вузов. На что обращают внимание абитуриенты?
Наталья Наконечная: - Требования к нам очень высокие. Мне хотелось бы присоединиться к пожеланиям абитуриентам - обращайте внимание на кадровый потенциал вуза. Университет "Крок" 20 лет на рынке образовательных услуг, нам удалось создать достаточно мощное кадровое обеспечение, которое дает возможность готовить специалистов в области юриспруденции, экономики, психологии, информационных технологий. Наш университет всегда реагирует на запросы рынка труда. Сегодня есть интерес к информационным технологиям, возвращается спрос на психологические специальности.
- Как вы помогаете вашим выпускникам стать более конкурентоспособными?
Н. Н.: - В вузе еще важен не только классический уровень образования, но и получение дополнительных квалификаций, сертификатов. Работодатель ждет, что к нему придет профессионал, который легко приспосабливается к условиям времени, подготовлен и в информационном плане, и в технологическом, и в психологическом. Много внимания уделяется возможностям студентов развивать свои способности, личные качества. Достаточно эффективно студенческое самоуправление, наши выпускники себя зарекомендовали на политической ниве, в управленческой деятельности. В студенческой проектной группе можно получить навыки работы в проектах разных направлений, это дает важный опыт ответственности за свою работу.
- Скажите, как решается у вас в вузе вопрос связи с работодателем?
Н. Н.: - Наше заведение предлагает много возможностей быть успешным выпускником. Это и современная библиотека, и современное техобеспечение, и возможность получить дополнительные квалификации. С работодателями мы налаживаем тесные связи, чтобы понимать, кого нам готовить. Ведь чем теснее эти связи, тем более довольны результатом наши клиенты! Есть у нас и производственная практика, которая поддерживается устойчивыми связями с работодателями. В университете имеется прекрасная возможность получить дополнительное и параллельное образование, есть сотрудничество с разными учебными заведениями других стран. Это абсолютно реальная возможность, но нужно много работать. Существует Центр развития карьеры, ведь достойная самопрезентация - это важный шаг к успеху.
КАЧЕСТВЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ НУЖНЫ ВСЕГДА
- Среди профессий, которые всегда актуальны, - юристы. Но сейчас к их подготовке много вопросов. Что же делать абитуриентам?
Татьяна Варфоломеева: - Качество образования - важнейший критерий вуза. Количество высших юридических учебных заведений и их выпускников большое, но качество подготовки во многих из них не удовлетворяет работодателей. А реформы, которые сейчас происходят в государстве, потребуют много юристов. Поэтому не совсем верно, когда говорят: слишком много юристов, столько не нужно. А сколько нужно? Для правового государства чем больше высокообразованных юристов, тем лучше.
Нам родители всегда задают вопрос: а как у вас с трудоустройством? Я честно отвечаю: проблем нет. За 17 лет диплом Академии адвокатуры Украины знают, выпускников с удовольствием берут на работу. Это подтверждают рейтинги. Выпускники Академии и за границу едут продолжать учебу, возвращаются, работают в министерствах, правоохранительных органах, судьями, адвокатами, преподают в вузах, читают лекции в Академии, в том числе на английском.
Прошлый год показал, что надо серьезно подходить к вопросу открытия новых юридических вузов, чтобы образовательная деятельность была на самом высоком уровне, чтобы сохранялись научные школы. Наш вуз начинал первые 5 лет при КНУ имени Т. Шевченко, оттуда пошла научная школа, специалисты, традиции.
Уже говорили, что вузы должны давать иногда и две специальности параллельно. У нас действуют такие программы. Например, студенты, которые получают одновременно дипломы переводчика и юриста. У них есть также льготы в оплате обучения. Они не боятся, что на рынке труда на них будет маленький спрос. Юрист, в совершенстве владеющий иностранным языком, очень востребован.
В Академии есть отделение специальной адвокатской подготовки, там учим по новой концепции. С первых дней кроме стандартной программы студенты посещают адвокатские школы и судейские практикумы. Результаты впечатляющие. Студенты с первого курса знают: вот адвокат, с которым я буду работать все 4-5 лет. Они постепенно набирают практические навыки. У нас есть центр развития профессиональных компетенций, и мастер-классы, и школы, и практические институты. Их с 3-4-го курсов уже разбирают на работу.
- Какие проблемы вы бы назвали актуальными?
Т.В: - Сейчас многие думают, как бы пойти в дешевый вуз, а потом доучиться в известном и получить престижный диплом. Но ведь уже получено образование ненадлежащего качества. Часто после 9-го класса идут в колледж или техникум, затем в обход ВНО поступают на бакалавра. Это несправедливо, кроме того, доучиваться хотят студенты, которые не получили качественные вузовские знания.
С. И.: - Не могу согласиться с таким мнением об уровне младших специалистов. Под эгидой нашего университета объединено 12 техникумов и колледжей по всей стране. Их выпускники поступают к нам на старшие курсы и составляют костяк групп, в которые вливаются, создают рабочую атмосферу.
НОВЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- Как в вашем вузе решают с трудоустройством?
С. И.: - Проблем с прохождением практики или трудоустройством у наших студентов нет. И не только потому, что пищевая промышленность была, есть и будет, а руководители большинства предприятий получили дипломы в нашем вузе, охотно берут на работу молодое пополнение и на многих предприятиях есть филиалы наших кафедр.
У нас в активе довольно внушительный послужной список - около 130 лет постоянного поиска новых форм и методов преподавания, при этом мы продолжаем наращивать темпы, ежегодно расширяем спектр направлений и специальностей подготовки, среди которых есть и уникальные, по которым не готовят больше нигде. Например, у нас есть кафедра технологии сахара и подготовки воды, которая единственная в Украине занимается проблемами подготовки питьевой воды, мы готовим специалистов по технологиям производства продуктов оздоровительного и профилактического назначения, начинаем подготовку по международной экономике. Только у нас одних обучают по специализации "винный туризм" - направлению, которое сейчас стремительно развивается во всем мире.
Важной составляющей является международное сотрудничество. Мы общаемся по многим программам с европейскими вузами. Наш вуз - единственный представитель Украины в Ассоциации европейской пищевой науки. Абитуриентам хочу посоветовать: обращайте внимание на историю и традиции учебного заведения, его статус у работодателей, международное признание, научную деятельность.
В.Т.: - Важно также, признается ли диплом данного вуза на международном уровне. Имеет ли вуз международные научные совместные исследования и инновационные разработки, образовательные проекты - программы двойного диплома, обучение иностранных студентов. Каков рейтинг вуза на национальном и международном уровнях.
О РАБОТЕ ДУМАТЬ ВО ВРЕМЯ УЧЕБЫ
- Какие нововведения в вузах позволяют их выпускникам найти работу?
Николай Дмитриченко: - Сформировать современную систему многопрофильной подготовки конкурентоспособных специалистов на основе постоянного изучения рынка труда - это проблема каждого вуза. Поэтому очень важной задачей вузов, особенно технических, является оптимизация системы отраслевых связей вузов и работодателей для обеспечения овладения студентами профессиональными умениями во время прохождения учебных и производственных практик, реализации программ ранней адаптации выпускников на первичных должностях, их трудоустройства и адаптации на рынке труда.
Практическая подготовка - очень важный момент. Мы идем путем подготовки специалистов для удовлетворения потребностей транспортного и дорожно-транспортного комплекса Украины и зарубежных стран. Фирмы, корпорации заинтересованы в специалистах. На основании договоров с 3-го курса студенты работают, к ним присматриваются и выбирают лучших. Взамен - материально-техническая помощь, создание учебно-научных производственных комплексов.
Расширение сотрудничества с профильными отечественными и зарубежными корпорациями, предприятиями и организациями - это залог развития вуза. И результаты такой работы налицо - высокий конкурс среди поступающих, почти 200 договоров о сотрудничестве с потенциальными работодателями, значительное число трудоустроенных выпускников, высокая эффективность университетской науки.
Наверное, не случайно сейчас, 21 марта, на базе Национального транспортного университета открыли первый филиал Киевского молодежного центра труда Киевской городской госадминистрации. Как отметил заместитель председателя КГГА Л.М. Новохатько, открытие филиала Киевского молодежного центра труда именно на базе Национального транспортного университета обусловлено стремительным развитием данной отрасли в столице. Здесь студенты смогут получить консультацию, методические рекомендации и практическую помощь в поиске работы. Кроме того, здесь будут заниматься вопросами, связанными с развитием студенческого самоуправления, организацией досуга во внеучебное время, привлекать молодежь к проведению общегородских мероприятий.
УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА
Николай Николаевич ФОМЕНКО - заместитель директора департамента высшего образования, начальник отдела информационно-аналитической работы Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины.
Наталья Петровна ШЕВЧЕНКО - начальник управления организации профориентации и профобучения Государственного центра занятости.
Татьяна Викторовна ВАРФОЛОМЕЕВА - ректор Академии адвокатуры Украины, доктор юридических наук, член-корреспондент Национальной академии правовых наук
Николай Федорович ДМИТРИЧЕНКО - ректор Национального транспортного университета, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук.
Сергей Витальевич ИВАНОВ - ректор Национального университета пищевых технологий, профессор, доктор химических наук.
Наталья Васильевна НАКОНЕЧНАЯ - проректор по научно-педагогической работе (корпоративное управление) Университета "Крок".
Владимир ТИМОФЕЕВ - заместитель первого проректора Национального технического университета Украины "КПИ", доктор технических наук.
Владимир Прокофьевич КРЫЖАНОВСКИЙ - ответственный секретарь приемной комиссии Киевского национального университета им. Т. Шевченко.