Споры о так называемом "колхозном" (китайском, левом - названий много) ксеноне продолжаются много лет. С завидной регулярностью ГАИ грозится разобраться с украинскими "кулибиными", которые незаконно тюнингуют тачки модными лампочками. Но пока слова не перешли в дела.
А тем временем дороги заполонили старые иномарки с фарами, которые на первый взгляд - как у дорогих авто. Даже в режиме ближнего света они слепят встречных водителей и пешеходов. А в сырую весеннюю погоду влага вперемешку с грязью, подсвеченная ксеноном встречной машины, превращает лобовое стекло в непроглядную стену. Не нужно быть профессионалом, чтобы понять, к чему приводит секундная слепота на большой скорости.
ФАРЫ КАК ПРОИЗВеДЕНИЕ ИСКУССТВА
На часах полночь, наш автомобиль несется по трассе Москва - Киев. На горизонте двухполосного шоссе - старенькая иномарка. Несмотря на приличное расстояние, два огонька в ее фарах светят с такой силой, что напоминают сварочный аппарат. Первая мысль - водитель забыл выключить дальний свет. Но стоило "поморгать" с просьбой перейти на ближний, как в глаза ударил голубой пучок биксенона (ксеноновые фары в лампах дальнего и ближнего света. - Авт.). Чтобы отойти от вспышки, пришлось даже свернуть вправо на обочину.
К сожалению, ситуация типична для украинских дорог. С каждым годом умельцев, которые за копейки готовы впихнуть модный свет даже в "Запорожец", становится все больше. Единицы отказывают в установке таких ламп, ссылаясь на неприспособленность автомобиля клиента.
- Если следовать европейским стандартам, то больше половины авто, переоборудованных в Украине на ксенон, нужно запретить, - считает механик Николай Шульга. - Для правильной работы такой лампе нужны условия. Взять к примеру современную оптику - это произведение искусства! Чтобы фара не слепила встречных водителей, в мире отказались от привычных нам зеркальных отражателей. Эту функции выполняет увеличительная линза, которая создает четкий пучок света. Для поглощения лишних лучей применяются специальные шторки. В режиме ближнего света они отсекают часть светового потока. Нужен дальний? Электропривод уберет шторку в сторону. В более дорогих моделях ставят системы с выдвижной колбой.
По словам механика, в Европе запрещено пользоваться ксеноном, если авто не оборудовано автоматическим корректором фар, чтобы при наезде на лежачий полицейский или нагрузке на заднюю часть авто не создавать неудобств окружающим. Также для ксенона нужен автоматический омыватель фар. Дневной свет от таких ламп плохо проходит через грязную оптику, а значит, в непогоду водитель рискует потерять видимость. Кроме того, ксеноновые лучи рассеиваются в грязном стекле и начинают слепить встречных.
УТРОМ ДЕНЬГИ - ВЕЧЕРОМ СВЕТ
Специалисты утверждают: ставить ксеноновые лампы в старую оптику с ржавыми зеркальными отражателями равносильно преступлению. В России за такую поделку можно заплатить штраф, а если ксенон не убрать, то и лишиться прав.
Кто-то скажет - жестко. Возможно. Но теперь у соседей старые иномарки вновь перешли на галоген, а на большинстве СТО газовые колбы на жигуленок не поставят. В Украине же ксенон можно ставить хоть на велосипед.
Проводим эксперимент. В центре Киева бетонная опора обклеена объявлениями: "Установка ксенона. Недорого". Внизу телефон. Звоним, трубку поднимает молодой мужчина.
- Сколько тянет установка? - интересуюсь у мастера.
- Недорого, всего 600 грн. и пару часов работы. Когда приедете?
- Есть одна проблема, у меня старенькая "копейка". Можно сделать так, чтобы ксенон не слепил встречных? - прощупываю почву и получаю ожидаемый ответ.
- Поставим хоть на "Запорожец"! Все будет в лучшем виде. Слепит китайский, а мы польский организуем. Даже гарантию дадим.
Я поблагодарил за информацию и с четким ощущением, что меня хотят надуть, положил трубку.
- В Украине большинство станций работают по принципу: утром деньги - вечером ксенон. Никто даже не спрашивает, какая у вас машина, приспособлена ли она, - комментирует ситуацию механик Николай Шульга. - А ведь в отличие от простого галогена, свет у ксенона значительно шире и объемнее, поэтому зеркальный отражатель, в который у нас любят пихать газовые лампы, перестает выполнять свою функцию - фокусировать свет. В итоге вместо луча мы имеем бесформенное яркое пятно, которое слепит водителей и пешеходов.
|
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Владимир КАРАВАЕВ, автор бестселлера "100 аргументов против штрафов ГАИ":
- Вопрос очень актуален. Мы проводили опрос на нашем сайте, и большинство водителей считают, что пора наводить на дороге порядок и наказывать за неправильный ксенон. У работников ГАИ такие рычаги есть, но нет воли. Инспектор имеет право остановить авто, которое слепит водителей, и наказать водителя за переоборудование автомобиля. К примеру, ксенон не предусмотрен в советских машинах.
В ТЕМУ
Что это за лампа
В галогене источником света служит тонкая вольфрамовая нить. В ксеноне свет дает электрическая дуга, которая горит между двух электродов. А колба наполнена инертными газами с преобладанием ксенона (отсюда и название).
Ксеноновые фары дают в 2,5 раза больше света, чем обычные галогенки. Чтобы создать электрическую дугу и заставить газ светиться, нужно нешуточное напряжение. Потому вместе с ксеноном устанавливается так называемый стартер, в народе - блок розжига. Для того чтобы газ засветился, мощные конденсаторы подают на лампу до 27 000 вольт. Из-за этого китайский ксенон нередко дает помехи на радиоприемник.
КСТАТИ
За незаконное пере-оборудование автомобиля без разрешения светит штраф от 680 до 850 грн. Если такой водитель не устранит дефект, то есть не снимет ксенон и в течение года снова угодит в руки гаишников, ему должны впаять еще от 850 до 1360 грн. Машину могут отправить на штрафплощадку.
5 НАИВНЫХ ВОПРОСОВ
1. Почему фара начала мерцать, а свет стал с голубоватым оттенком?
Изменение цветовой гаммы света, а также мерцание - признаки того, что ксеноновую колбу нужно менять, ее ресурс подходит к концу.
2. Почему в слякоть и дождь ксеноновый свет фар ослабевает?
Идеальный свет ксенон дает в ясную погоду. Мокрый асфальт поглощает дневной свет и делает его тусклым.
3. Почему ксенон имеет разный цветовой оттенок?
Лампы разнятся не только по мощности, но и по цветовым оттенком. Самые популярные - с желтым и голубым оттенком, есть фиолетовые и даже зеленые.
4. Какой мощности ксенон нужно выбрать?
Оптимальная для человеческих глаз от 4300 К до 5500 К (что соответствует дневному свету), хотя на рынке есть лампы и в 30 000 К. Но не забывайте, чем мощнее лампа, тем хуже она освещает дорогу в дождь, туман или снег.
5. Правда, что ксеноновые лампочки могут расплавить фару?
Нет. Рабочая температура такой лампочки значительно ниже, чем в галогенке. Кроме того, энергии ксенон потребляет на треть меньше.
ЗА И ПРОТИВ
+ Они дают ярко-белый свет, похожий на дневной.
+ Световая полоса ксеноновых фар ярче и шире.
+ Минимальное потребление электроэнергии.
+ Срок службы в несколько раз больше.
- Длительное время разжигания.
- Высокая цена лампы накаливания (от 300 грн.).
- При неправильной установке слепит окружающих.