26 декабря
Загрузить еще

Опять домашка!

Опять домашка!
Фото: Очень трудно взяться за работу, когда вокруг столько интересного.

Из-за этого каждый вечер в тысячах семей по всей стране разыгрываются спектакли под условным названием "помогаем ребенку сделать домашнее задание". 

В попытках справиться с проблемой своевременного выполнения уроков родители используют самые разные методы: уговоры, рассуждения, подарки, шантаж, угрозы, крики - словом, все, что, по их мнению, может сработать в данном случае. Нет никакого сомнения в том, что цель самая благая - ну что может быть плохого в естественной родительской озабоченности? Однако на самом деле мы часто не помогаем детям, а совсем наоборот - являемся для них неслабым источником очередного стресса.

СТОИТ ЛИ СИДЕТЬ ЗА СПИНОЙ?

- Это просто катастрофа! - говорит Оксана, мама 9-летнего Антона. - Мы сидим над домашними заданиями чуть ли не каждый день до полуночи! Во-первых, задают очень много. Во-вторых, к моему приходу с работы выясняется, что Антон практически ничего из заданного не сделал. В результате за домашние задания мы садимся в лучшем случае в семь вечера, а то и в половине восьмого. Антон постоянно отвлекается - то кушать хочет, то попить, то отдохнуть. Часто дело заканчивается тем, что я делаю за него все задания, а он их просто переписывает в тетрадку. Каждый раз обещаю себе, что в таком режиме мы работаем последний раз, но приходит новый вечер - и все начинается сначала!

Психологи единодушны: постоянно сидеть за спиной школяра и контролировать выполнение каждого задания - неверная тактика! Ребенок быстро привыкает к тому, что в случае ошибки его непременно поправят, и с удовольствием отдает всю ответственность за "учет и контроль" взрослому. Но рано или поздно наступает момент, когда родители решают, что ребенок уже достаточно вырос для того, чтобы самому готовить уроки. Однако их ожидает неприятный сюрприз. В лучшем случае ученик будет просто сидеть в полном соответствии с поговоркой "смотрим в книгу - видим фигу". В худшем - окажет открытое сопротивление, со слезами и истерикой уверяя, что сам он ни за что и никогда не справится с заданием. Не стоит ругать отпрыска - ведь он ни в чем не виноват. Это вы, родители, своим "сидением за спиной" не научили его самостоятельно работать!

В СОСТОЯНИИ ВЕЧНОГО СТРЕССА

Кроме того что постоянный родительский контроль приводит к тому, что дети оказываются не в состоянии самостоятельно видеть и исправлять собственные ошибки, есть еще один немаловажный момент. Мамы и папы не просто не создают ребенку комфортные условия для работы, но и своим поведением усугубляют напряжение.

Дело в том, что для немалого числа детей школа является источником постоянного стресса. Конфликты с учителями и сверстниками, борьба за "место под солнцем", сложная учебная программа, самостоятельные и контрольные, страх перед возможной неудачей - все это держит учеников в состоянии постоянного напряжения. И родной дом дети вполне логично воспринимают как место, где они могли бы спокойно отдохнуть. Однако оказывается, что "раем" здесь и не пахнет! Если родители постоянно "стоят над душой", контролируя каждый шаг, у ребенка вообще не остается места, где он может хотя бы временно не чувствовать давления!

Представьте, что, отработав целый день и получив свою порцию стресса и неприятных ощущений, вы попадаете в не менее напряженную обстановку. Сколько вы будете в состоянии выдержать подобную ситуацию? А многие дети терпят такое годами!

ПОМОГАЕМ С УМОМ

Выполнение домашнего задания требует от ребенка не только концентрации внимания и усидчивости, но и умения организовать свою деятельность. А это - непростая работа, особенно для малышей. Дети должны уметь воспринимать, понимать, удерживать в памяти задание, а затем последовательно его выполнять.

Чтобы ваш ребенок мог без труда работать самостоятельно и в будущем не испытывал проблем при организации собственной работы, психолог Марина ДЕРКАЧ советует.

Разрабатывать алгоритм действий. Объясните, что любые действия легче выполнять по плану. Например, сложное или объемное задание лучше разделить на части и выполнять их последовательно. 

Готовить рабочее место. Все необходимое - учебники, тетради, канцелярские принадлежности - должны быть под рукой, чтобы в процессе ребенок не отвлекался на поиск линейки или циркуля.

Научить ребенка делать уроки без взрослых. Даже если он целый день ждал вас с работы, чтобы вместе приступить к выполнению домашнего задания, не идите у него на поводу. Объяснив, что и как нужно делать, уходите в другую комнату и занимайтесь своими делами. При этом уточните, что вы готовы помочь, но только если возникнут конкретные вопросы. При этом не стоит делать заявления вроде: "Больше ко мне не обращайся!" или "С сегодняшнего дня готовишь уроки самостоятельно!" - практика показывает, что ни к чему хорошему это не приводит.

Разбираться в проблеме. Ребенок должен четко понимать, что и почему у него не получается.

Обращаться за помощью. Объясните, что в том, что он не понял новый материал, нет ничего постыдного. Но при этом, обращаясь к учителю, важно сформулировать конкретные вопросы, а не абстрактно заявлять, что "я ничего не понял".

Проверять собственную работу. Как минимум, закончив с уроками, следует перечитать сочинение, свериться с ответами в задачнике, ответить на вопросы в конце параграфа. 

Важно!

Психологи утверждают, что первоклассник может эффективно работать не отвлекаясь 5-10 минут, второклассник - 10-15 минут, учащийся 3-4-го класса - 20-25 минут. В старшей школе время доходит до 35-45 минут. Это означает, что требование "пока не сделаешь, не встанешь из-за стола!" является бессмысленным. Надо научить малыша делать 5-минутные передышки (подвигаться, поприседать, съесть яблоко), а потом вновь включиться в работу. В противном случае ребенок будет тянуть время - считать ворон за окном, перекладывать тетрадки на столе, думать о своем - но работа двигаться не будет! 

Ребенок должен знать, что всегда может обратиться за помощью к родителям.

Полезные Советы 

Организовать работу помогает четкий распорядок дня.

Не помешает записывать порядок выполнения заданий, а затем вычеркивать сделанное.

Лучшее время для приготовления уроков приблизительно с 15 до 18 часов. Занятия после семи вечера - то есть как раз тогда, когда приходят с работы большинство родителей, - неэффективны.

Начинать выполнение домашних заданий лучше с того, что у ребенка получается лучше всего. Это помогает включиться в работу и дает положительный эмоциональный настрой. 

Постарайтесь сделать выполнение домашних заданий интересным занятием. Например, решая примеры по математике в младших классах, можно использовать различные предметы.

Продемонстрируйте ребенку, что учеба неразрывно связана с реальной жизнью. За семейным ужином вполне можно обсудить и литературное произведение, и какой-либо исторический факт из заданного на дом параграфа. 

ИСТОРИЯ 1. 

Выученная беспомощность

- О том, что ребенок должен заниматься самостоятельно, слышала не раз. Но проблема в том, что дочка просто не умеет работать в одиночестве! - жалуется мама 8-летней Веры. - Она уже в третьем классе, но пока делает уроки, я все время должна быть рядом. Например, решаем примеры, уже подходим к концу, и я выхожу из комнаты. Через 15 минут захожу, а она на том же месте, на той же цифре! Такое впечатление, что без ежесекундного контроля она впадает в ступор. Аналогичные проблемы и в школе. Отвечает у доски (на этот раз за спиной учитель) - все более-менее нормально. Но как только самостоятельная или контрольная - так в журнале появляется очередная двойка!

Комментарий специалиста

- На то, что их дети не умеют работать, если взрослые не находятся рядом с ними, жалуются многие родители, - утверждает психолог Марина ДЕРКАЧ. - На самом деле это не совсем так. Ребенок не "не может работать", а скорее сознательно решает не работать, когда, например, видит, что мама решила не посвящать ему полностью все свое время. Такое состояние является приобретенным и в психологии называется "выученная беспомощность". Если вы и ваш ребенок уже оказались в такой ситуации, не следует рубить с плеча и немедленно разрушать установившиеся традиции. Действуйте постепенно. Если до этого вы все время сидели рядом или стояли прямо за спиной, теперь отодвиньтесь на дальний конец стола или устройтесь в этой же комнате на некотором отдалении - скажем, на диване. По мере того, как дочь будет привыкать, что вы уже не находитесь на расстоянии вытянутой руки, увеличивайте расстояние, пока, наконец, ребенок не начнет работать самостоятельно.

ИСТОРИЯ 2. 

Самой сделать быстрее!

  - В школе задают столько, что я иногда начинаю сомневаться, есть ли дети у самих учителей, - говорит Анна, мама 6-классника Олега. - Каюсь: иногда просто беру и делаю задания за сына - ну не до часу ночи же ему сидеть над уроками! А рисование постепенно вообще превратилось в мою работу. Олег рисовать не умеет, а портить ему аттестат "пятеркой" или "шестеркой" по рисованию я не хочу.     

Комментарий специалиста

- Несмотря на то что мамой движут вполне благие намерения, результат такой "помощи" может оказаться разрушительным, - говорит психолог Оксана НАВРОЦКАЯ. - Дело в том, что если родители систематически делают работу за детей, те постепенно уверяются в своей беспомощности и мысли, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как мама. Если ребенок не успевает доделать задание, не следует ни сидеть до часу ночи, ни делать уроки за него. Правильнее будет написать записку учителю, в которой и изложить сложившиеся обстоятельства. 

Что касается рисования, то на самом деле школьная программа не предполагает ничего особо сложного. Книжки из серии "Учись рисовать" помогут научиться изображать животных, растения и простенькие пейзажи буквально несколькими несложными штрихами. 

ИСТОРИЯ 3. 

Надо загрузить по полной программе! 

- Чем больше домашних заданий, тем лучше - ребенка нужно загрузить по полной программе! - уверена мама 13-летнего Тимофея. - Я своему наняла еще и репетиторов - по английскому и математике. Пусть учится, чем сидеть ВКонтакте или пить пиво по подъездам неизвестно с кем!

Комментарий специалиста

-  Полностью разделяя тревогу матери по поводу того, чтобы ребенок не попал в плохую компанию, все же отмечу, что тактика выбрана не совсем верная, - говорит психолог Марина ДЕРКАЧ. - Дети должны иметь возможность переключаться с умственной деятельности на физическую, поэтому лучше было бы отдать подростка в спортивную секцию. Кроме того, детям, особенно настолько загруженным, необходимо давать некоторое время именно  побездельничать. Лень - это защитный механизм, который оберегает наш организм от перегорания. 

КОМПЕТЕНТНО 

"В погоне за престижем родители калечат здоровье детей" 

О том, сколько дети должны сидеть за уроками и почему все же многие засиживаются за выполнением домашних заданий чуть ли не до полуночи, мы расспросили директора департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины Олега ЕРЕСЬКО. 

- Олег Викторович, существуют ли нормативы в абсолютных (количество задач и параграфов) или относительных (по отношению к тому, что успели сделать на уроке) цифрах по количеству заданий на дом?

- Есть нормативы по времени. В соответствии с санитарными нормами при определении целесообразности, характера, содержания и объема домашних заданий учитель должен учитывать индивидуальные особенности учеников и педагогические требования.

В первом классе домашние задания не задаются. Во втором объем домашних заданий должен быть таким, чтобы ученик тратил на их выполнение не более 45 минут. В 3-м классе - 1 час 10 мин., в 4-м - 1,5 часа, в 5-6-м - 2,5 часа, в 7-9-м - 3 часа, в 10-11-х - 4 часа. Во 2-4-х классах домашние задания не рекомендуется задавать на выходные и праздничные дни. Данные санитарные нормы распространяются на общеобразовательные учебные заведения I, I-II, I-III ступеней, специализированные школы I, II, III ступеней, гимназии, лицеи, коллегиумы.

- В старшей школе, когда учителей-предметников много, выполнить данные требования довольно затруднительно. Не секрет, что учителя мало интересуются тем, сколько задали на дом их коллеги…

- При нормальной организации процесса в учебном заведении это должно отслеживаться. И если где-то действительно задают слишком много, имеет смысл задать вопросы заместителю директора по учебно-воспитательной работе данной школы.

- Нам позвонила читательница, дочери которой (10-й класс) по математике сегодня на завтра задали 45 заданий…

- Повторюсь: такое положение вещей противоречит всем санитарным нормам и ситуация должна регулироваться на местном уровне. Но параллельно у меня возникает вопрос к родителям: зачем вы отдаете детей в такие специализированные лицеи, колледжи и гимназии? Только в Киеве работает около 500 общеобразовательных школ - неужели не из чего выбрать?

Не секрет, что репетитор отличается от обычного учителя тем, что задает больше и требует строже. И наши лицеи по сути превращаются в таких репетиторов, заманивая к себе учеников объявлениями с высоким процентом поступивших в вузы. И это срабатывает, ведь в нашем обществе сегодня сложился стереотип: высшее образование у ребенка - обязательно! Родители тешат свое самолюбие, с гордостью рассказывая соседям и знакомым, что ребенок учится в лицее, каждый день по восемь уроков, потом дополнительные занятия, за домашними заданиями сидит до полуночи. Если же это дорогостоящее учебное заведение, престиж повышается еще больше. При этом мало кто из родителей задумывается, что такая нагрузка просто калечит здоровье их ребенка. 

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ 

Диана ГРИГОРЯН, 16 лет: Я мечтаю пойти на работу! 

Все время, пока я учусь в школе, меня интересует вопрос: зачем нам СТОЛЬКО задают на дом? Но даже к 10-му классу ответ я так и не нашла.  

Например, часто задают домой разобрать новую тему вместо того, чтобы сделать это в классе. На все вопросы учителя отвечают, что они готовят нас к Болонской системе образования в университетах, где студенты учатся самостоятельно. Лично у меня это ассоциируется с тем, как маленьких детей бросают на глубину, наивно полагая, что так они научатся плавать. Не надо нас так "готовить" - так мы и сами можем!

Я убеждена: чем меньше учитель задает на дом, тем он лучше. И это совершенно не имеет отношения к моей ленивой натуре. Согласитесь: если учитель хорошо и доступно объяснил материал, достаточно задать на дом всего пару задач для закрепления, а не десяток, как у нас это нередко практикуется. Мои домашние задания по размеру крайне редко бывают меньше объема классной работы – обычно они ее значительно превышают. Небольшой расчет: каждый день у меня восемь уроков по 45 минут – то есть в лицее я на учебу трачу шесть часов. Если я буду тратить столько же на выполнение уроков дома, ни на что другое времени уже не останется!

А самое ужасное - это домашние задания на каникулы. Иногда у меня складывается впечатление, что значение слова "каникулы" нашим учителям не знакомо! Я, как и многие мои сверстники, считаю, что каникулы - это время, свободное от учебы и данное нам для того, чтобы мы отдохнули от геометрии и химии и "освежили" свои головы. Большинство преподавателей в отличие от нас пребывают в уверенности, что за каникулы мы отлично сможем повторить пройденное за полгода, выполнить кучу задач (времени-то много!) и наверстать все, что кто-то когда-то за время учебы пропустил.

Также интересно, для чего нужны всяческие доклады и рефераты? Пользы они не приносят (слава богу, найти информацию в Интернете, скопировать ее и распечатать сегодня могут даже самые ленивые), да и большой радости никому (в том числе и учителю) не доставляют.

Взрослые, отработав восемь часов на работе, могут расслабиться хотя бы вечером или в выходные. Школьники же, если они действительно учатся, этого удовольствия лишены. Не только утро, день и вечер в будни, но и приличную часть выходных мы продолжаем решать задачи, писать сочинения и учить тексты наизусть. И лично я очень жду, когда, наконец, пойду работать. Именно потому, что тогда у меня не будет домашних заданий! 

Фото Thinkstock.