"Я так и знала!"
Самоисполняющееся пророчество - это когда в реальной жизни начинают происходить именно те события, которые вы c ужасом ожидали.
"Не сдам, провалюсь!" - без конца повторяет мучимый страхом студент. И на экзамене терпит фиаско. Ведь он больше времени потратил на переживания, чем на подготовку.
Часто некоторые девушки убеждены, что все мужики - сво... И тем самым подсознательно ожидают мерзопакостного поведения от кавалеров, неосознанно подталкивая к нему и своей манерой поведения, и жестами, и словами. В итоге она проецирует свои ожидания на мужчин, и те поступают согласно ее сценарию: пользуются ею и бросают.
Или такая типичная история. Мать, когда ее сын был совсем маленьким, узнала из гороскопа о том, что в будущем у него возникнет пристрастие к спиртному. И все его детство постоянно твердила об этом, с ужасом ожидая наступления несчастья. Ее родительское предсказание сбылось: сын спился.
Не отстают от "прорицательниц" и некоторые учителя, раздавая еще в младших классах ученикам ярлыки - "дураки" и "умницы". А все эти, казалось бы, невинные замечания действительно могут повлиять на судьбу растущего человека.
Если ружье есть, оно выстрелит
Более того, феномен самоисполняющегося пророчества работает и на уровне государств. Например, война между двумя странами кажется неизбежной. Уверенные в этом представители обеих стран становятся все более отчужденными и, предчувствуя недоброе, отвечают на "наступательные" действия другой стороны собственными "оборонительными" действиями. Количество вооружения, припасов и солдат растет, и в итоге ожидание войны приводит к тому, что она действительно происходит.
- Вывод здесь очень прост: человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что она получает подтверждение, - объясняет суть феномена доктор психологических наук Александр Прошкин. - Если мы ожидаем от кого-то какого-то результата, то это непременно осуществится.
Этот феномен был подтвержден многими экспериментами.
ОПЫТ 1
Зеркальная симпатия
Американские психоаналитики Ребекка Кёртис и Ким Миллер разбили на две пары ранее незнакомых друг с другом добровольцев. Каждому испытуемому из первой пары "по секрету" сообщили, что партнер ему симпатизирует. А во второй паре каждый был уверен, что партнер его не выносит на дух. В итоге те, кто думали, что вызывают у партнера симпатию, вели себя более располагающе: больше откровенничали, чаще соглашались в спорах. И действительно понравились друг другу. А "враждебно настроенная" пара находилась в распрях.
- Таким образом, поведение испытуемых, считавших, что они либо нравятся, либо не нравятся своим партнерам, вызывало ответное поведение партнеров, - объяснял доктор Прошкин. - Они вели себя "зеркально".
ОПЫТ 2
Умные крысы
Американский психолог Роберт Розенталь одной группе студентов дал для опытов якобы специально выведенную породу крыс с высоким интеллектом. А другую группу предупредил, что они будут работать с "глупыми" крысами. Тем и другим нужно было так выдрессировать животных, чтобы они быстро научились проходить лабиринты. Студенты, которые были заранее предупреждены, что имеют дело с особо одаренной породой крыс, обучили своих хвостатых подопытных гораздо быстрее тех, кто считал, что работает с бестолковыми. На самом деле всем студентам для опытов были даны самые обыкновенные грызуны.
ОПЫТ 3
Любимчики учителей
Тот же Розенталь и его коллега Джекобсон попросили учителей в течение года заниматься с классом, который прошел тесты на коэффициент интеллекта (IQ). Результаты тестов якобы показывали их уровень одаренности. Конечно, учителя полагали, что школьники, получившие высокий балл за тест, смогут окончить учебный год с высокими показателями. На самом деле этот тест ничего не предсказывал: учителям дали ложные списки с ложными результатами. В конце года дети снова прошли этот тест и было подсчитано изменение показателя IQ.
- Дети, от которых учителя ожидали более высокого интеллектуального роста (а среди них были и дети с низким интеллектом), показали значительное повышение IQ, - рассказывал доктор Прошкин. - Выходит, что когда учителя ожидают от определенного ученика отличных знаний, то тот обязательно их продемонстрирует. И наоборот.
Был выяснен и "волшебный" механизм превращения обычных детей в "гениев". За учителями велось видеонаблюдение. И на кадрах было видно, что "умниц" и "умников" преподаватели поощряли едва уловимыми способами: чаще им улыбались, более одобрительно реагировали на их ответы. В свою очередь и сами "любимчики" показывали чудеса учебы: с большим удовольствием ходили в школу и работали более старательно.
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Мудрый конь Остена
В 1911 году на весь мир прославился конь Вильгельма фон Остена. Звали его Умный Ганс. Он был знаменит тем, что умел решать математические задачи, выстукивая ответ передним копытом. Ученые-скептики решили проверить, как удается животному проявлять столь высокий интеллект. Комиссия под председательством психолога Оскара Пфунгста провела эксперименты, в результате которых обнаружила, что Ганс получал едва уловимые неумышленные подсказки от тех, кто задавал ему вопросы. Например, после того как Ганса о чем-то спрашивали, люди устремляли свой взгляд на его переднее копыто, с помощью которого конь "отвечал". Но как только конь ударял копытом нужное количество раз, спрашивающие совсем чуть-чуть поднимали свои глаза или голову в ожидании завершения его ответа. И конь, который был натренирован замечать и использовать эти почти неуловимые для наблюдателей движения, воспринимал их как сигналы к прекращению своих действий. Со стороны это всегда выглядело как правильный ответ на вопрос.