Зима - тяжелая пора не только для автомобилей, но и для водителей. Машины наотрез отказываются заводиться, и шоферы каждое утро исполняют вокруг них шаманские танцы, придумывая, как же запустить обледенелый двигатель. И это несмотря на то, что поездка на расстояние всего 50 км при температуре минус 25 градусов сравнима по износу с 500-800 км летнего пробега! Вы все еще хотите заводиться? Тогда поехали.
Раннее утро. Ртутный градусник застыл на отметке минус 27. К обледенелой машинке, которая всю ночь простояла на улице, подбегает водитель. С пульта открывает двери, плюхается в кресло... Затем включает помощнее обдув, чтобы разморозить стекла, подогрев сидений, погромче музыку. И только после этого крутит стартер. Минута… Вторая… Третья… Чихание движка становится реже. Еще мгновение - и стартер вовсе отказывается крутиться, издавая лишь противное клацанье. Аккумулятор сдох…
Согласитесь, до боли знакомая ситуация. Что же делать, чтобы не "убить" сердце вашей машины?
СЛЕДИТЕ ЗА АККУМУЛЯТОРОМ
Аккумуляторная батарея - основа нормальной жизни автомобиля, особенно это понятно в крепкие морозы. Чтобы не иметь проблем зимой, за ним нужно следить круглый год. К сожалению, об "импотенции" аккумулятора мы узнаем именно в то утро, когда батарея оказывается бессильной, в результате холодный мотор больше не заводится. Что делать? Просить соседа "прикурить", дернуть буксиром, бежать за новой батареей в магазин?
- Если аккумулятор служит больше трех лет, перед холодами или даже когда градусник уже показывает минус, его лучше заменить на новый, - считает автомеханик Николай Шульга. - Даже если аккумулятор заводит машину с полуоборота, в сильные морозы он может давать недостаточно электроэнергии и свечи в двигателе не разожгут холодное топливо.
По словам автомеханика, бывает, что и новенькая батарея теряет мощность, едва прокручивая стартер. Но бежать сломя голову в магазин пока не стоит.
- Такое случается, когда клеммы на аккумуляторе окисляются, - продолжает Николай Шульга. - Чтобы этого не произошло, поглядывайте на него хотя бы раз в месяц, а в сильные холода протирайте клеммы наждачной бумагой. Окисление может привести не только к плохому старту машины в мороз, но и к отсутствию зарядки, что вскоре выведет аккумулятор из строя. При этом не забывайте: грязный аккумулятор - первый кандидат на разрядку. Через грязь ток может пробить между клеммами. Проще говоря, случится замыкание. А это вмиг посадит даже самую новую и дорогую батарею. Чтобы этого не произошло, протирайте поверхность между клеммами сухой тряпкой.
ЗАВОДИТЕ МАШИНУ ПРАВИЛЬНО
Некоторые возразят: ну кто не знает, как запускать двигатель! Вставил ключ в замок зажигания, провернул - и ждешь, пока мотор зарычит. Забывая при этом, что в 30-градусный мороз долгожданного запуска можно и не дождаться.
- Главная ошибка водителей - мы слишком любим комфорт, - считает Николай Шульга. - Не успели сесть в машину - включаем печку, обогрев, музыку. А ведь до начала движения обо всех этих удовольствиях одновременно лучше не думать.
По словам автомеханика, перед тем как включить зажигание, все дополнительное электрооборудование нужно выключить, тем самым сняв нагрузку с аккумулятора.
- Поверните ключ в замке зажигания и включите на несколько секунд фары, пусть электролит в аккумуляторе немного подогреется, - советует Николай. - Это следует делать лишь раз, повторная попытка только разрядит аккумулятор. Проверните стартер несколько раз, чтобы после ночной стоянки обеспечить подачу масла в двигатель. При второй попытке мотор будет вращаться легче. И только теперь в течение 10-15 секунд пытаемся запустить мотор.
Если ваш автомобиль с механической коробкой передач, выжмите сцепление, советует эксперт. Это облегчит вращение коленвала и уменьшит нагрузку. Если мотор так и не "зарычал", не стоит тут же делать вторую попытку. Дайте стартеру и аккумулятору передохнуть, иначе вы рискуете "залить" свечи, усугубив ситуацию.
- Попытки нужно повторять с периодичностью в 30-40 секунд. Если машина исправна, а в бензобаке сносный бензин, авто запустится даже в 30-градусный мороз, - говорит Николай. - Если после 5-7 попыток двигатель не завелся, то не стоит насиловать автомобиль. Лучше смириться, что сегодня не ваш день, и собираться на маршрутку. Но сначала не забудьте забрать разряженную батарею домой - в тепле аккумулятор восстановится.
ПРОГРЕВАЙТЕ ДВИГАТЕЛЬ С УМОМ
Большинство водителей уверены: завел двигатель - и дело в шляпе. Одни тут же включают передачу и давят на газ, другие врубают обогревы стекол, сидений и начинают прогревать мотор. Но и первые, и вторые имеют шанс остаться без машины.
- Начинать движение в 30-градусный мороз сразу после запуска мотора чревато проблемами, - уверен Николай. - Масло в двигателе и коробке от мороза становится слишком густым и оседает на дно. Если не греть двигатель, все агрегаты какое-то время работают вообще без смазки. А это самый короткий путь к капитальному ремонту. Особенно если у вас автоматическая трансмиссия.
Но даже если вы привыкли прогревать движок, делать это нужно правильно.
Мало кто знает, что аккумулятор практически не заряжается на холостом ходу. И если решили просто погреть машину, при этом согреться в салоне самому, еще и музыку послушать, на следующее утро авто может не завестись. Лучшая профилактика - сделать пару кругов вокруг дома. При этом музыку и кондиционеры включать только после начала движения.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
- Что? Скоро День святого Валентина? Черт! Я опять забыла завести парня…
- В такой мороз машины с трудом заводятся, а ты о парнях говоришь!
ЛЮБОПЫТНО
А как выкручиваются жители Севера?
Вы и вправду думаете, что жизнь при -30 останавливается? Все познается в сравнении! К примеру, жителей Якутска этой зимой приморозило до -50. Потому, чтобы стекла в авто не замерзали, водители обклеивают лобовуху скотчем, а перед поездкой ленту отрывают.
Фары вовсе роскошь: при такой температуре зажечь лампочку чревато мини-взрывом. Чтобы этого избежать, фонари разжигают в теплых боксах.
Ночная парковка и вовсе подвиг. Машины приходится ставить на ровном участке, чтобы утром проехать 2-3 км по прямой, разогрев шины. Иначе на первом же повороте скат может сползти с диска.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
5 советов по эксплуатации автомобиля зимой
1. Чтобы машина лучше заводилась в мороз, нужно обновить свечи и залить масло с маркировкой 0 W, в крайнем случае 5 W. При сильных морозах лить в двигатель нужно "синтетику" или "полусинтетику".
2. Если вы храните авто в теплом гараже, держите бензобак залитым под завязку. Когда машина выезжает на мороз, от перепада температур образуется конденсат, который кристаллизуется. Эти частицы скапливаются на дне бака и гробят бензонасос.
3. Замучились протирать по утрам запотевшие окна? Перед тем как оставить разогретый автомобиль на улице, полностью охладите салон. Для этого нужно выключить кондиционер и открыть все двери. До утра стекла машины останутся прозрачными.
4. Чтобы не допустить замерзания замков, обмакните ключ в моторное масло, после этого вставьте его в замок и проверните несколько раз. Дайте маслу разойтись по механизму. Даже если в замок теперь попадет вода, дверь больше не замерзнет. Стоит смазать и дверные петли.
5. В сильные морозы следите, чтобы в бачке омывателя стекол была морозостойкая жидкость. Замерзая в трубках и насосе, вода может повредить всю систему. Если вода в бачке все же замерзла, механики рекомендуют плеснуть в него водки или спирта. Спустя полчаса омыватель должен заработать.