Плюсы европротокола очевидны: при мелком ДТП, например, если ты стукнулся о бампер впереди стоящего авто, не нужно вызывать ГАИ, а потом полдня терять на процедуры оформления происшествия. Опять же, нет ГАИ - нет и административного протокола на виновника аварии (по которому могут оштрафовать на крупную сумму или лишить прав - решает суд). Вышли из машин, пожали друг другу руки, заполнили европротокол - и в страховую! Два обязательных условия - оба участника аварии должны иметь полисы ОСАГО и им надо между собой разобраться, кто виноват, а кто пострадавший.
По прогнозам экспертов, количество вызовов ГАИ на место аварии к началу 2012 года должно было сократиться на треть, но этого не произошло. Почему?
- Одна из проблем в том, что в Украине практически нет водителей, знающих, как заполнить протокол, нет также и страховщиков, способных грамотно это объяснить. А ведь мелкая неточность в протоколе или исправление могут привести к отказу в выплате компенсаций, - считает аварийный комиссар одной из страховых компаний Ростислав Забелин.
"Комсомолка" решила восполнить этот пробел и провести для водителей ликбез по заполнению важного документа.
Самые спорные моменты
Пункт 8 "Чи покриває поліс шкоду транспортному засобу?"
Такая графа есть и у пострадавшего, и у виновника ДТП. С пострадавшим ясно, но что писать виновнику? Его убытки полис ОСАГО не покрывает. Речь в данном случае идет о полисе КАСКО.
Пункт 13 "Схема ДТП"
Все дорожные объекты и разметку нужно рисовать в строго принятых стандартах.
Пункт 14 "Мої зауваження"
Здесь виновник пишет, что авария случилась по его вине. Пострадавший соглашается с этим утверждением.
Пункт 6 "Страхувальник" и Пункт 9 "Водій"
Заполняя эти два пункта, нужно помнить, что фамилии водителя и того, кто страховал автомобиль, являясь фактическим владельцем, могут быть разными.
БУДЬ В КУРСЕ
ГАИ нужно вызывать обязательно, если:
КСТАТИ
На заполнение понадобится 30-60 минут
Мы попросили заполнить бумагу редакционного водителя (очень опытного), а также профессионального страховщика. Результаты такие: водителю потребовалось около часа (58 минут), при этом он испортил два бланка. Страховщику потребовалось 36 минут, правда, справился он с первой попытки. Нужно учесть, что ни один, ни второй участник эксперимента не нервничал, как это обычно бывает после аварии.
1. Записи нужно делать печатными буквами.
2. Если у обоих участников ДТП есть европротоколы, заполнить нужно только один бланк.
3. Листы европротокола разделяются только после полного заполнения и подписей обоих участников ДТП. Виновник забирает оригинал, второй участник аварии - копию.
БДИ!
Пять наивных вопросов
1.Что делать, если во время заполнения протокола вы допустили ошибку?
Заполняя бумагу, нужно помнить: любые исправления в европротоколе могут стать причиной отказа в выплате. Опечатка? Вызывайте ГАИ…
2. Являются ли бланки европротокола документом строгой отчетности? Можно ли самому печатать их на принтере?
Не являются, и все-таки изготовление протокола вручную станет основанием для отказа.
3. Во время заполнения европротокола нужно ли звонить в страховую компанию?
Водитель обязан сообщить в страховую о ДТП в течение трех дней, но если вы сомневаетесь, как заполнять протокол, лучше набрать страховую сразу и проконсультироваться с оператором.
4. Можно ли пользоваться европротоколом, если ваш полис ОСАГО был оформлен до 19 сентября 2011 года (именно с этого дня в Украине заработали европротоколы)?
Нет! Полис и виновника, и пострадавшего должен быть получен после 19 сентября 2011 года.
5. Если авто виновника ДТП застраховано по договору КАСКО, можно ли заполнять европротокол?
Да, если в полисе КАСКО указано, что выплаты по незначительным ДТП возможны без справки из ГАИ. Кстати, сумма возмещения убытков по европротоколу не может превышать 10 тыс. грн. Если у вас есть сомнения, что 10 тысяч на ремонт хватит, лучше от затеи отказаться.