1-е место: шашечки
Когда поток едет медленно, самые нетерпеливые водители начинают метаться по нему, ища более быстрый ряд. Но ведь когда машина, скажем, из третьего ряда перестраивается в четвертый, скорость четвертого снижается: ведь машину вынуждены пропускать, а для этого нужно притормозить.
Если в потоке одновременно мечется даже 7 - 8 автомобилей, его общая скорость существенно снижается. Чем больше рядов, тем больше перестроений.
Что делать?
- Не метаться из ряда в ряд. Лучший темп езды - ровный, - считает эксперт по вождению Эрнест Цыганков. - При постоянных перестроениях темп езды становится рваным, тратится больше бензина и, главное, нервов. К тому же резко возрастает вероятность попасть в ДТП. Кстати, большинство "жестянки" - то есть мелких аварий - происходит именно из-за таких вот бесконечных перестроений. А каждое ДТП - это как минимум перекрытие одной полосы. А то и двух-трех. Вот вам и пробки. Так что не надо метаться! Второй совет: обязательно обзаведитесь навигатором. Он предупредит о пробках на маршруте и подскажет, как их объехать.
2-е место: стремление проскочить
Видя пробку, многие водители пытаются ее объехать. Но не по другим улицам, а по этой же. Кто на обочину лезет, кто на тротуар, самые наглые - на встречку. В итоге из двух рядов образуется 3 - 4. А потом на пути возникает светофор, который по тротуару не объедешь. И эти 3 - 4 ряда начинают вновь вбиваться в два. Кого-то пускают в основной поток, кого-то нет... Возникает настоящая толкучка, скорость, и без того низкая, падает почти до нуля.
Что делать?
- Обгонять поток по обочине, тротуару или встречной полосе запрещено, - рассказывает автоэксперт Александр Диваков. - Нарушая правила, водители рискуют нарваться на штраф и даже лишение прав и при этом, как правило, ничего не выигрывают. Более того - усугубляют пробку. Я бы советовал просто не совершать таких глупых маневров.
3-е место: пропустите на поворот!
Нежелание водителей стоять в очереди при повороте направо. Это, как правило, происходит на нерегулируемых, без светофора, перекрестках. По правилам правый поворот разрешен только из правого ряда. Но если в этом ряду длинная очередь, многие водители объезжают ее по соседней полосе, а то и по двум. Затем, перед самым поворотом, пытаются в правый ряд вклиниться. В итоге перед поворотом образуется серьезный затор. Автомобили, едущие прямо, вынуждены стоять. Полосы, предназначенные только для них, забиты желающими повернуть.
Что делать?
- Быть сознательным и не пытаться решать свои проблемы за счет других водителей, - считает Александр Сарычев. - А еще - расширить съезды с МКАД и третьего кольца, чтобы повернуть направо было проще.
КСТАТИ
Закупоренный перекресток
- Очень часто водители буквально закупоривают перекресток, хотя пытаются проехать его на зеленый свет, - рассказывает инструктор по вождению Сергей Канаев. - Дело в том, что они выезжают на перекресток, когда он УЖЕ забит стоящими машинами. А когда загорается зеленый для автомобилей, едущих в перпендикулярном направлении, они не могут проехать.
По идее водитель просто не должен - хоть и горит зеленый - выезжать на забитый перекресток. Но на практике за это можно получить монтировкой по голове от других водителей. Ну как же - горит зеленый, а ты, гад такой, не едешь! Поэтому на таких сложных, с низкой пропускной способностью, перекрестках должны стоять сотрудники ГАИ и палочкой, вручную, регулировать движение.
4-е место: паркуюсь где хочу
Возле автобусной остановки паркуются два автомобиля такси. Но не в 15 метрах от желтой разметки, как положено, а сразу после. В результате автобусы, высаживая пассажиров, вынуждены останавливаться во втором ряду. Ведь если встать в первом по правилам, то выехать с остановки будет невозможно - мешают стоящие авто. Результат - невозможно проехать сразу по двум полосам. На крайней правой стоят припаркованные такси, на второй постоянно тормозят автобусы. В итоге машины, идущие по четырем полосам, перед автобусной остановкой перестраиваются в две. Образуется многокилометровый затор.
Что делать?
- Всего одна-две машины, припаркованные с нарушением правил, способны выключить из движения сразу две полосы, - рассказывает автоэксперт Александр Диваков. - Во многих случаях водители бросают машину где попало не из-за недостатка парковочного места. Просто им удобно встать именно здесь, а остановиться подальше и пройти лишние 20 - 30 метров - лень. Может, не стоит быть эгоистами, думающими только о собственном комфорте?
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Александр ГОРЛАТЫЙ, адвокат:
- Да, есть автовладельцы глупые и невнимательные. Как в анекдоте: блондинка может два часа простоять в пробке, которую сама же и создала. К тому же главный принцип киевского водителя - каждый за себя. Я проеду (или припаркуюсь), а вы как хотите. С другой стороны, водители такие, какими им позволяют быть. Если за брошенную поперек дороги машину небольшой штраф - и то если гаишник изволит приехать, дождаться нарушителя и выписать протокол, - то автомобили будут парковать как попало. Потому что это фактически ПОЗВОЛЕНО. Если всевозможные крутые и блатные будут ездить по встречке, то за ними потянутся и остальные. Если можно им, можно и нам! Следовательно, нужны единые, более жесткие правила для ВСЕХ. Второй момент: водителей вынуждают нарушать правила и создавать пробки. Типичный пример: левый поворот на перекрестке. Если секции левого поворота на светофоре нет - а это сплошь и рядом, - то водители сначала заезжают за стоп-линию, что запрещено правилами, а потом, рискуя жизнью, пытаются проскочить перекресток буквально под носом у встречного транспорта. Почему? А потому что встречный поток тебя никогда не пропустит. Будешь стоять и пять, и семь фаз светофоров... Вот и несутся один за другим, а встречный транспорт не может проехать. Чтобы таких казусов избежать, нужно заставить работать гаишников. Сейчас же они не обслуживают дорогу, а кормятся с нее.
В Тунисе на каждом светофоре - по два полицейских. Один следит, чтобы правильно ездили автомобили, другой - чтобы ходили пешеходы. Стоят и круглые сутки свистят. А наши гаишники прячутся в кустах, нарушителей ловят. Вот когда они займутся регулировкой движения, штрафуя в первую очередь тех, кто создает пробки, порядка будет больше.