23 декабря
Загрузить еще

Берем на работу профессионалов. Пол значения не имеет

Берем на работу профессионалов. Пол значения не имеет
Фото: Организаторы конкурса уверены: в следующем году участников, достойных победы, будет больше. Фото ЕС «Права женщин и детей в Украине».

Равное представление женщин и мужчин в руководстве, гибкий график работы для сотрудников с детьми, страхование и специальные услуги для семей работников, обеспечение детскими садами, преду­преждение сексуальных домогательств на работе и отсутствие дискриминационных условий при трудоустройстве - такова жизнь  на предприятиях, которые стали победителями проводившегося уже во второй раз конкурса, организованного проектом ЕС "Права женщин и детей в Украине - коммуникационный компонент" при поддержке Минсоцполитики, Международной организации труда и Европейской Бизнес-Ассоциации. 

В этом году участвовать в соревновании решились более 60 предприятий со всей Украины. В зависимости от количества сотрудников в четырех номинациях победителями стали АО "СКФ Украина" из Луцка (подшипниковый завод), Британский совет в Украине, "Ernst&Young-Украина" и "Вод­ный лабиринт" (фирма по организации отдыха на байдарках в Херсонской области). Специальную категорию "Лучшее предприятие для семьи" получили также ООО "Нибулон" и "Ernst&Young-Украина". Финалистами также стали "Майкрософт-Украина", "Макдональдз Юкрейн лтд", "PwS Украина", НОО Всеукраинский центр правовой помощи "Громадський захисник", ООО "Виктория Веритас", ВБО "Всеукраинская сеть ЛЖВ", Ресурсный центр ГУРТ ,  ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог", ООО "БДО". 

- Основная цель нашего конкурса - стимулировать украинские компании к обеспечению равности женщин и мужчин на рабочем месте, - говорит руководитель проекта ЕС "Права женщин и мужчин в Украине" Рик Флинт. - Хотим показать, что успех компаний не зависит от пола работников. Как женщины, так и мужчины имеют право проводить время со своими детьми и одновременно реализовываться в профессиональной жизни.

Как преодолевали гендерные стереотипы победители? Стали ли более успешными компании с равным подходом к работникам - женщинам и мужчинам? И как создать условия для равных возможностей? Своим опытом делились лучшие работодатели. 

 

Виктория КОГУТЮК, менеджер по работе с персоналом  Британского Совета в Украине: "Вопрос, а не уйдете ли в декрет, у нас исключен"

- Политика равных возможностей, которая действует в нашей организации, глобальна. Ведь мы - международная организация, представленная в 110 странах мира. Сейчас среди сотрудников украинского офиса 56 % - женщины и 44% - мужчины. На руководящих должностях - двое мужчин и четыре женщины. 

- Давайте начнем с достаточно уязвимой категории соискателей - молодых девушек, которых часто не хотят брать на работу по причине того, что они могут в скором времени выйти замуж, уйти в декрет. А потом работодателю придется искать им замену и выплачивать деньги. 

- Скажу сразу, на собеседованиях у нас вопросы "А не собираетесь ли вы замуж?", "Не спешите ли стать мамой?" - исключены в принципе. Это дискриминация потенциального сотрудника. Мы вообще не указываем в объявлениях о вакансии пол и возраст будущего сотрудника.

Что же касается декретов, то в нашей компании это не проблема. Хочет мама заниматься ребенком до трех лет, а то и до шести - работодатель не против. Но мы предлагаем и альтернативу декретному отпуску. Например, предлагаем маме выходить на работу на полдня или трудиться три дня из пяти рабочих. Такой график удобен всем: ведь мама проводит больше времени с ребенком и при этом находится в рабочем ритме, а работодателю важно, что сотрудница не выпадает из строя. В таких случаях зарплата сотрудника рассчитывается исходя от отработанного времени.

Есть у нас и декретные отпуска для отцов. Например, папа может взять дополнительный отпуск в 10 рабочих дней сразу после родов или в течение года после радостного события. Кроме этого, мы постоянно оказываем финансовую поддержку семьям наших сотрудников. У нас есть система беспроцентных кредитов для разных личных потребностей, как радостных, так и грустных. В дополнение к этому наши программы медицинского страхования включают в себя оплату расходов, связанных с беременностью и родами, а также специально разработанные программы для детей.

- Не менее сложно найти работу людям старшего возраста. Многие работодатели уверены, что люди не способны хорошо работать уже после сорока лет…

- Увы, так часто происходит, но не у нас. Были случаи, когда к нам на стартовые позиции приходили сотрудники старшего возраста. Мы оценивали их квалификацию, а потом выясняли для себя мотивы, по которым этот человек соглашается фактически начинать работу с нуля наравне с молодыми коллегами. Сейчас у нас в команде на одинаковом уровне работают люди с разницей в возрасте более двадцати лет. И поверьте: это никак не мешает работе. 

- Есть мнение, что сотрудники будут гораздо лояльнее к компаниям, которые пытаются "сблизиться" с их семьями?

- Да, и это правильно. Детям всегда интересно, куда родители уходят каждое утро и чем занимаются на работе. Поэтому мы привлекаем семьи к работе - регулярно проводим праздники для детей, приглашаем их в офис. Сейчас активно готовимся к Новому году. Планируем пригласить ребят в офис к родителям, затем их поздравит Дед Мороз, будут конкурсы и подарки. 

- Вы анализировали, насколько такая политика эффективна для развития компании? 

- Конечно. В первую очередь это процент лояльности наших сотрудников к нам, который растет с каждым годом. Сейчас составляет 79%, при том что нормальный уровень лояльности к предприятию - около 50%. К тому же эта политика позволяет удерживать ценных сотрудников, что также приносит долгосрочные экономические выгоды. 

 

Лариса БУРЫК, заместитель генерального директора ООО СП "Нибулон": "Мы создаем семьи и помогаем им встать на ноги"

- Ваше предприятие получило в этом конкурсе две награды. Это особенно важно, учитывая специфику вашей деятельности - сельское хозяйство. Вопрос равенства полов в этой работе - достаточно остр. Часто реализоваться в ней полностью женщине не под силу. Как вам удается быть прогрессивными в этом плане? 

- Место получает не женщина или мужчина, а инициативный талантливый работник. У нас на руководящих должностях мужчин больше лишь на 3 процента. 

- Жюри конкурса признало вас лучшим предприятием для семьи. В чем ваше преимущество перед конкурентами в этом направлении? 

- Все просто. Мы создаем семьи внутри предприятия. Ежегодно в каждый наш филиал по всей Украине направляем молодых специалистов - механиков, агрономов, бухгалтеров. Атмосфера способствует созданию семей, а мы только поддерживаем это. Если молодые люди решат пожениться, мы первые три года оплачиваем им жилье там, куда они уехали работать. А потом помогаем приобрести его. Мы ведем статистику таких семей, а их детей в шутку называем "нибулонятами". 

 

Татьяна НИШКУР, ЧП "Водный лабиринт": "У нас все работники - взамозаменяемы"

- Байдарочный бизнес (супруги Нишкур организовывают прокат байдарок, прогулки, корпоративный отдых, походы и оздоровительные лагеря в Херсонской области. - Прим. авт.)  - исключительно семейное дело. Сначала мы начинали его с мужем, потом подросли и включились в работу наши дочки, затем зятья.

Свою работу мы построили так: каждый может и должен заменить другу друга при необходимости. То есть если надо отремонтировать байдарку, то я не жду мужчин, а делаю это сама. Мы все взаимозаменяемы. Каждый имеет право на инициативу и на воплощение идей в жизнь.

Впрочем, гендерный подход просматривается не только в устройстве нашего коллектива, но и в том, какую работу мы проводим с нашими клиентами. Ведь мы усаживаем людей в одну байдарку. Чтобы доплыть до цели, им с одинаковым упорством приходится работать веслами. На равных. Иначе результата не достичь. 

 

Николай СМАЛЬ, главный бухгалтер ОАО "СКФ Украина": "Наши женщины - и токари, и шлифовальщицы"

- На руководящих должностях женщин у нас - почти половина. Это начальники управлений, отделов, мастера. Среди рабочих, учитывая специфику работы подшипникового завода, женщин меньше. Но наши девушки-токари или шлифовальщицы работают ничуть не хуже чем мужчины. Мы берем на работу специалистов, а не девушку или парня. Сейчас у нас трудятся 1400 человек, 30% из которых - женщины.  

- Каким образом поддерживаете лояльное отношение сотрудников и сотрудниц к предприятию? Создаете ли условия для совмещения семьи и работы? 

- Стараемся. Например, ежегодно проводим День семьи. Это своеобразный день открытых дверей, когда к нам в гости приходят родные сотрудников. Для них мы проводим экскурсии по заводу, устраиваем концерт и другие развлечения. Таким образом мы проявляем заботу о наших работниках, делаем все для того, чтобы они  больше полюбили свою работу. 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА 

 

Василий КОСТРИЦА, Национальный координатор Международной организации труда в Украине, почетный глава жюри конкурса: "Чтобы победить дискриминацию, нужно развивать внутреннюю культуру"

- Василий Иванович, насколько жесткими были критерии отбора победителей конкурса? 

- Достаточно жесткие. И работодатели знали об этом заранее. В первую очередь нас интересовало обеспечение равных возможностей женщин и мужчин. Но не просто в рамках соблюдения законодательства. Мы определяли, что та или иная компания делает помимо этого. Оценивали гибкость рабочего дня и недели, создаются ли на предприятиях возможности совмещения работы и семьи. Также мы смотрели, соблюдаются ли в компании стандарты Международной организации труда, по которым за труд равной ценности должна быть равная оплата. 

- Пожалуй, в процессе трудоустройства дискриминация сейчас очень распространена. Причем не только по половому признаку. Работодатели выставляют к кандидатам такие требования, которые не имеют ни малейшего отношения к будущим обязанностям. Как с этим бороться? Санкциями?  

- Санкции - однозначно не выход. Наказать можно, но всех за руку не поймаешь, а значит, и урок из этого наказания вынесут очень мало нарушителей.

Для того чтобы победить дискриминацию, нам нужно развивать внутреннюю культуру, основанную в первую очередь на знании законов и на понимании проблематики. Для этого должны быть более сильными объединения организаций-работодателей, которые знали бы о подобных конкурсах и делились опытом. Необходимо также сотрудничество государственных и общественных организаций. Не менее важна и реакция общества на проявления дискриминации. Она должна быть публичной, то есть обнародованной в СМИ. 

- Если верить статистике, то в Украине каждое пятое объявление о работе имеет дискриминационный характер. Чаще всего по половому признаку.

- Увы, я соглашусь с этим. Каждое утро я  начинаю свой рабочий день с просмотров сайтов кадровых агентств. И могу сказать, что количество объявлений дискриминационного характера растет. Классический пример такого объявления выглядит приблизительно так: супермаркет ищет администратора зала, женщину в возрасте до 35 лет, с опытом работы не менее 5 лет, приятной внешности, стрессоустойчивую. Каждый из этих критериев дискриминационный. Вряд ли на собеседование к такому работодателю отправится человек с дефектами во внешности. 

Не так давно на одной из конференций эту мою точку зрения пытался опровергнуть представитель кадрового агентства. Он заявил, что качества будущего сотрудника определяет бизнес. Позвольте! Вы ищете сотрудника в супермаркет или модельное агентство? Нужна красавица или специалист? Профессиональные качества к внешности не имеют никакого отношения. 

- Предполагаю, что в связи с повышением пенсионного возраста для женщин с дискриминацией еще больше столкнутся люди старшего возраста…

- Да, вы правы. Возрастной лимит, существующий у нас, уже порождает серьезную проблему. В связи с повышением пенсионного возраста нам нужна государственная программа, которая обеспечила бы доступ к рынку труда этих людей. Но при этом не оставила бы за бортом и молодежь. Ведь сейчас в Украине около 18,5% молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет нигде не учатся и не работают. Они ничем не заняты! 

ФАКТЫ И ЦИФРЫ 

  • В среднем в мире женщина работает на 4-6 часов в день больше, чем мужчина, ведь домашний труд не учитывается как продуктивный, а значит - не оплачивается;
  • компании, в высшем руководстве которых больше женщин, получают на 18-69% больше прибыли (по исследованиям консалтинговой компании Catalyst);
  • компании, которые применяют на практике совмещение семьи и работы, экономят в год 8,5 миллиона долларов. Об этом говорится в исследовании компании Johnson & Johnson;
  • 92% высших руководящих должностей в Украине занимают мужчины. На высших управленческих постах в промышленности женщин - 20, 2%, в сельском хозяйстве - 9, 5%;
  • 80% кандидатов на должность высшего менеджмента в Украине - мужчины;
  • среди работников украинских дошкольных заведений - 98,6% - женщины, в школах - 84,5%. В общем, женщины работают в социально важных, но низкооплачиваемых государственных секторах - образование, здравоохранение, социальные услуги;
  • более 60% женщин работают в пяти традиционно женских профессиях: уход, общественное питание, уборка, канцелярия и кассиры;
  • 38% частных предпринимателей в Украине - женщины. Они руководят 26% малых предприятий, 15% - средних и 12% - больших;
  • только 39% украинских компаний готовы пригласить на работу женщину, у которой есть дети;
  • только 25% украинских предприятий поддерживают своих работников в выполнении ими обязанностей по уходу за детьми. 

 

А КАК У НИХ? 

В Швеции 70% мужчин-отцов используют возможность отпуска по уходу за ребенком. Каждый из родителей имеет право взять такой отпуск по 240 дней. При этом практически все это время родители получают помощь в размере 80% от заработной платы. 

В Бельгии в 2002 году ввели систему "часового кредита", по которой работники могут взять отпуск на год либо перейти на частичную работу без разрыва трудового контракта и потери социальных выплат. Эта же система позволяет перейти на 4-дневнную рабочую неделю на протяжении пяти лет. Таким образом работники имели возможность совмещать работу и семью.