Норма о том, что 50 процентов эфирного времени на радио необходимо отдавать украинским исполнителям, просуществовала 5 лет: в нашем законодательстве она появилась в 2006 году с подачи Виктора Ющенко. Отменить это положение решили, а точнее сумели, только сейчас, внеся изменения в Закон "О телевидении и радиовещании". Инициатором документа выступила народный депутат Елена Бондаренко, а ее детище сразу же породило жаркие дебаты на тему того, стоило отменять эти самые квоты или все же надо было их оставить.
О том, как по-настоящему поддержать наших музыкантов и что дало Украине квотирование, народный депутат рассказала в эксклюзивном интервью "КП".
ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ
- Елена Анатольевна, коль вы решили сократить количество квот для национальных исполнителей, давайте начнем наш разговор с того, как вы сами оцениваете качество отечественной музыки, которая крутится по радио.
- Все зависит от того, кто является исполнителем. Например, тот же "Океан Эльзы" слушают и любят практически везде, и это факт. Точно так же слушают и Джамалу, и Ламу, и "Скай". У Нины Матвиенко свой круг поклонников, собственно, как и репертуар, но тем не менее почитателей у нее масса. Я долго могу перечислять таких исполнителей. Это действительно качественный национальный продукт, от наполнения своих эфиров которым радиостанции вряд ли будут отказываться. Это тот показатель, к которому должны стремиться абсолютно все исполнители.
- Скажите, пожалуйста, что же на самом деле означает снижение квот с 50 до 25% - либерализацию эфиров или же дискриминацию украинских исполнителей?
- Давайте начнем с того, что если уж государство и захотело поддерживать национальный продукт, то делать это надо не за счет радиостанций и не вопреки интересам радиослушателей. Когда в 2006 году принимали закон, в котором была заложена норма о 50-процентных квотах для национальных исполнителей, думали, что поддержим наш продукт, сделаем лучше для исполнителей. Однако "хотели как лучше, а получилось как всегда". Из-за этого закона свели на нет все "нишевое" радио в Украине. Это радио, которое удовлетворяет потребности очень ограниченной аудитории, т.е. джазовое радио, классическое радио, рок-радио и так далее. Получается, что квотами мы хотели побороть так называемую "шансонизацию" эфира, а получили совершенно противоположный результат: в эфир хлынула попса и тот же самый шансон.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИДЖЕЙ
- А как на аудитории радиослушателей такой обратный эффект отразился - она уменьшилась из-за того, что "нишевые" радиостанции начали внедрять квоты?
- Начнем с того, что количество слушателей зависит прежде всего от репертуара, который им предлагает радиостанция. То есть плей-лист формируется под вкус слушателя. А в данной ситуации плей-листы стали формировать политики, которые ввели квотирование. Политическое решение по введению драконовской 50-процентной квоты стало править бал в эфире, а вкусы слушателя - не в счет. По этой причине почти исчезло "нишевое" радио - джаз, рок, классика.
Если взять мировой музыкальный фонд (шведская музыка, британская, французская, российская, немецкая) и нашу музыку за годы независимости - по объемам эти фонды просто несопоставимы. К сожалению, нет у нас того достаточного объема украинского джаза, который конкурировал бы с Франклин, Армстронгом или Фицджеральд. Квоты на радио стали выполнять за счет тех украинских авторов, которые в настоящее время уже потеряли популярность. Я не буду их называть - не хочу, чтобы обиделись. Каждый и так знает свою популярность.
Понятно, что радиослушатели начали отворачиваться от любимой FM-площадки. Кроме того, согласно мониторинговым данным того же Нацсовета по телевидению и радиовещанию, практически ни одна радиостанция не могла выполнить эти квоты. Возникает вопрос: если все нарушали закон, значит, Нацсовет должен был принимать меры, вынося предупреждения, а потом и отзывать лицензии у радиостанций? Должен был. Но у нас, как оказывается, на этом основании ни одна станция не лишилась лицензии. Как такое может быть? Ответ очевиден: Нацсовет и радиостанции просто-напросто договаривались "в тени". Следовательно, квоты породили коррупционную схему, которая действовала по сей день.
- Почему вы все-таки решили оставить 25-процентную квоту - ведь в первоначальной редакции законопроекта квотирование думали отменить вообще?
- Изначально мы хотели, чтобы радиостанции сами решали, как им наполнять свои эфиры. Однако учли и интересы украинского шоу-бизнеса. Мы собрали всех в одну рабочую группу, куда вошли и представители музыкальной отрасли, и представители радиосетей. В результате обсуждения проекта все сошлись на реальной и адекватной квоте: 25% для отечественного аудиовизуального продукта. Она всех устроила, ибо выполнима. Вообще же существовавшая ранее квота в 50% - самая высокая в Европе. Даже во Франции, которая славится своими франкофонными настроениями, этот показатель установлен на уровне 40%. Мы исходили не только из европейских норм, но из украинских реалий, возможностей и потребностей нашего слушателя, радио- и музыкального рынка.
- Согласны ли вы с тем, что ваш проект повлияет на распределение "музыкальных сил" в радиопространстве - слабых просто вытеснят из эфира? И второй вопрос: есть опасность того, что из эфиров исчезнут украиноязычные песни?
- Согласна с первым утверждением и даже скажу больше: исполнителям за счет конкуренции придется писать более качественную музыку, чтобы она попадала в эфиры. 25% для отечественной музыки - это не допустимый предел, а минимальный. Если станции найдут украинской качественной музыки больше чем на 25% - прекрасно! Талантливых авторов ждут везде, а за новой песней "Океана Эльзы" очереди из радиоменеджеров выстраиваются. Что касается второго вопроса, это чистой воды спекуляция. В документе не идет речь о языке исполнения. Речь шла лишь о "паспортной" привязке исполнителей и авторов песен.
КТО ВОСПИТАЕТ ЗВЕЗДУ?
- Помимо квот, государство как-то может поддерживать тех, у кого действительно есть талант, но нет возможностей прорваться в эфир радиостанций? Может, стоит начать воспитывать звезд прямо в музыкальных школах?
- Конечно, может и просто обязано это делать! У нас лишь квоты ввели, а в Швеции за очень непродолжительное время смогли построить четыре крупных музыкальных центра, где развиваются и получают поддержку молодые таланты. В Европе также вводятся налоговые льготы, которые предоставляются национальным исполнителям. Мы тоже предлагали ввести налоговые каникулы для радиостанций, которые будут наполнять эфир исключительно национальным продуктом, а вещание будет только на украинском языке. Вот только коллеги по парламенту из Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики почему-то не захотели поддерживать такую идею. Вот вам и разговоры о поддержке начинающих звезд эстрады. А с музыкальными школами у нас вообще катастрофа - это я вам по примеру своей семьи могу сказать. Недостаточное финансирование таких заведений очевидно. У меня дочь ходит в музыкальную школу - играет на гитаре, саксофоне и пианино, даже песни сама пишет. Так что о проблемах развития музыкальных школ я знаю не понаслышке. Все держится на энтузиазме и инициативе преподавателей музыки и самих учениках. Государство, надо сказать, в этом направлении делает ничтожно мало.
- Вернемся к теме квот. Почему за пять лет никто не снизил квоты, несмотря на целый ряд обращений как руководителей радиостанций, так и инвесторов, которые были заинтересованы в развитии бизнеса в Украине?
- Ну, во-первых, не было политической воли для снижения квот. Кроме того, раньше только кричали о том, что бизнесу необходимо более либеральное отношение государства, так называемая дерегуляция. Президент Янукович поставил задачу облегчить условия ведения бизнеса, снизить на него давление контролирующих органов, либерализировать отношения "государство - предпринимательство". Закон о сокращении квот - полностью в русле курса, заданного главой государства. Так что именно этот законопроект обеспечит радиостанциям волну свежего воздуха, который им сейчас просто необходим. А выиграют от этого не только радиостанции, а, главное, радиослушатели.