Многие не ждут никакого подвоха и, как оказывается, совершенно напрасно: новые технологии продаж неизбежно порождают новые технологии обмана! Отечественные торговцы используют немало уловок, большинство из которых трудно назвать безобидными, так что покупателю нужно быть все время начеку!
Уловка 1
Хлеб из будущего
Вы не замечали, как быстро черствеет и портится современный хлеб? Только принесли его из магазина, по дате вроде сегодняшний, а на следующий день он уже покрылся плесенью. Самые наблюдательные покупатели прекрасно знают, в чем тут дело. Оказывается, недобросовестные производители лукавят с датой выпуска!
Выбирая "Белорусский" хлеб в одном из магазинов, я обратила внимание, что датой производства на нем числится завтрашнее число. С вопросом, как могло такое произойти, немедленно позвонила на хлебокомбинат, где меня горячо заверили, что с ними такое случилось впервые и дата перепуталась случайно! В ошибку можно было бы действительно поверить, если бы подобная ситуация была редкостью. Увы и ах: хлеб, молоко, напитки и даже консервы "из будущего" встречаются сплошь и рядом и уже практически стали неотъемлемой частью нашего стола. Между тем если на продукте в качестве даты изготовления стоит "число из будущего", это является нарушением закона, ведь покупателя сознательно вводят в заблуждение относительно свежести и качества товара!
Уловка 2
Масло из прошлого
Покупая бутылку растительного масла, обнаружила, что кассир пробила не ту сумму, что значилась на ценнике - оказалось, что на самом деле масло стоит на 60 копеек дороже. После замечания, что на витрине указана другая цена, кассирша завелась буквально с полуоборота:
- Да что же я вас обманываю, что ли? У меня так по штрихкоду высвечивается! Не хотите - не берите! Цены вчера поменяли, а ценник забыли поменять - и что тут такого?
Дабы объяснить "что тут такого", я попросила дать мне жалобную книгу и позвать менеджера. Менеджер оказался не так напорист, как кассирша, ожидаемо заверил меня, что в их магазине такое впервые, и сообщил, что я, конечно же, могу купить растительное масло по "вчерашней цене". На том и разошлись.
Уловка 3
Ценовая чехарда
Мы уже писали о приеме "абсолютно честного обмана", который используется для товаров с одинаковыми наименованиями, но разными ценами. В непосредственной близости друг от друга навалены, скажем, плавленые сырки от разных производителей. Тут же, перекрывая друг друга, хаотично наклеены ценники со стоимостью от 1,66 грн. до 6,39 грн. за 90-100 граммов. Правда, самостоятельно разобраться, какой ценник соответствует какому сырку, не представляется возможным (такая же ситуация - со сметаной, сливочным маслом, кефиром, маргарином, творогом и многими другими продуктами). По иронии судьбы на кассе всегда выясняется, что выбранный товар относится к наиболее высокой ценовой категории.
На днях увидела усовершенствованную версию данного обмана. Пользуясь небывалым взлетом цен на сыр, в супермаркете оформили витрину "Сыр по социальным ценам" и рядом с красиво выложенными нарезанными и расфасованными кусками крупно написали цену - 49,90 грн./кг. Стоит ли говорить, что мало кто из покупателей обращал внимание, что написано на самих кусках. Между тем на них значилась совсем не социальная цена - 63,90 грн./кг.
|
Уловка 4
Подмена кодов
На днях в супермаркете попросила нарезать 400 г колбасы и, дабы избежать путаницы, уточнила: вот этой, по 72 грн./кг.
- Эта не по 72, а по 78 грн., - с ходу поправила меня продавец. - У меня тут ценники местами поменяны.
Не вдаваясь в подробности, почему она не меняет "поменянные" ценники местами обратно, я согласилась:
- Хорошо, давайте по 78.
Продавщица нарезала, взвесила и вручила мне упаковку. На приклеенную этикетку я взглянула автоматически - никак не думала, что после того, как мы уже все прояснили с ценой, могут возникнуть еще какие-то недоразумения. И несказанно удивилась, потому что купленная колбаса оказалась балыком по 113 грн./кг! Продавщица извинилась, переклеила этикетку и легко пояснила:
- У меня тут на весах коды рядом, вот я их все время и путаю!
Уловка 5
Товар "ассорти"
Покупая конфеты, мармелад, печенье на развес, многие, придя домой, обнаруживают, что часть товара - свежая, а часть, мягко говоря, не очень. Самое правильное, что нужно сделать в данном случае, - это не полениться и вернуть "несанкционированное ассорти" продавцу.
Недавно в овощном отделе большого и солидного супермаркета увидела тщательно перемешанные в одном контейнере свежие помидоры-сливки и вялые мятые томаты, которые, судя по виду, свои последние дни пережили несколькими неделями ранее. Выбирая из этого месива тверденькие "сливки", я обратила внимание на бабульку, у которой дело продвигалось не так споро, как у меня. Старушка плохо видела, да к тому же с трудом определяла свежесть помидора на ощупь. В результате в ее пакетике собрались практически одни отбросы. Я помогла бабушке выбрать более достойный товар и спросила околачивавшегося неподалеку продавца, с какой целью они создали это "ассорти"? Уж не для того ли, чтоб обманывать подслеповатых стариков и старушек?
- Но мы никого не обманываем, - пожал плечами продавец. - Товар перед вами, выбирайте что хотите!
Уловка 6
Вторая жизнь
Бывалые покупатели прекрасно осведомлены о том, что более свежий товар лежит в глубине полок, и дабы извлечь его, нужно немало постараться. Поближе к покупателю лежат продукты, срок годности которых на исходе - и с этим придется смириться. Но когда под самый нос покупателю выкладывают просроченный товар, это уже ни в какие рамки не укладывается!
Владельцы супермаркетов уменьшают свои издержки, даря продуктам "вторую жизнь". Просроченную сырокопченую колбасу моют и натирают растительным маслом, протухшее мясо вымачивают в уксусе и пускают на заготовки для шашлыка со специями, фарш или полуфабрикаты, а крабовые палочки, кукуруза, горошек, майонез с истекшим сроком годности вполне могут использоваться для изготовления салатов. Наличие гриля в супермаркете является панацеей от такой неприятной проблемы, как курица "с душком". И, наконец, сегодня уже мало кого удивишь "новостью" о том, что продавцы переклеивают этикетки, тем более что зачастую они даже не удосуживаются оторвать старый ценник, а просто клеят поверх новый.
Уже готовя данный материал, я заинтересовалась 50-процентными скидками в кондитерском отделе одного из крупнейших столичных супермаркетов. Мне стало интересно, в какой именно момент торт, срок реализации которого всего 36 часов, теряет половину стоимости. И тут я сделала открытие – возможно, не очень новое, но тем не менее крайне неприятное. Несмотря на то, что на коробке производитель четко указал, что наносит дату изготовления лазером, как раз лазерной печати мне обнаружить и не удалось. Она была затерта и заклеена стикером, на котором обычным чернильным штампиком было нанесено… позавчерашнее число. То есть, как нетрудно догадаться, торт в этом магазине состарился уже минимум дважды, но тем не менее магазин не терял надежды его продать хотя бы за полцены.
Уловка 7
Все сгнившее - детям
Для тех, кто отправляет в магазин детей, не секрет, что ребенку ушлые продавцы стараются подсунуть либо очень дорогой, либо совсем негодный товар. Недавно соседская девочка принесла домой не просто негодное сливочное масло - оно было все в зеленых прожилках плесени. А моя дочь купила огромные желтые огурцы по 6,55 грн./кг. При повторном походе в магазин оказалось, что по 6,55 продавались маленькие зелененькие пупырчатые огурчики с цветочками, а то, что подсунули дочке, в магазине продавалось по 45 коп.
Кроме детей, чаще всего обманывают покупателей навеселе или тех, кто увлеченно разговаривает по телефону. И любой продавец прекрасно понимает, что обсчитать женщину с плачущим малышом гораздо легче, чем пенсионера, который крайне внимательно и скрупулезно подходит к выбору и покупке товара.
СОВЕТЫ "КП"
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Производители тоже не лыком шиты!
В стремлении продать товар любым способом производитель не отстает от продавца. Типичный пример - псевдоснижение цен. Производитель прекрасно понимает, что отличный способ привлечь внимание покупателя - установить цену продукта ниже, чем у конкурентов по полке. И многие компании принялись "бороться" с высокими ценами с помощью уменьшения веса фасованного товара. Так появились 450-граммовые пакеты сметаны, 900-граммовые пакеты сахара и круп, 425-граммовые пачки макарон, 90-граммовые плавленые сырки и даже 0,88-литровые бутылки подсолнечного масла.
Чтобы уменьшить стоимость упаковочных материалов, производители могут пойти и противоположным путем. Чтобы уменьшить количество используемого материала на единицу продукции, производитель увеличивает вес фасованной продукции, предлагая, например, вместо 300 г кетчупа упаковку весом 500 г. Данный способ также относится к псевдоснижению цены. Во-первых, использование крупной упаковки удешевляет себестоимость продукции. Во-вторых, такой подход стимулирует потребителей приобретать большее количество товара. И, наконец, зачастую цена экономпачки оказывается выше той, по которой данное количество товара можно было бы приобрести маленькими упаковками. Тем не менее объемы продаж "экономных упаковок" по-прежнему растут: покупатели, не утруждая себя лишними подсчетами, питают иллюзии, что они действительно экономят.
В ТЕМУ
За покупателями нужен глаз да глаз!
Справедливости ради отметим, что и покупатели порой доставляют супермаркету немало неприятных минут. Как-то, стоя в очереди, чтобы взвесить купленные овощи и фрукты, обратила внимание на женщину средних лет, которая пробовала все, что попадалось ей под руку! "А виноград тут сладкий?" - спросила дама неизвестно у кого и отправила в рот несколько виноградинок. "А сливы спелые?" - и вслед за виноградинками отправилась огромная слива. "А абрикосы не кислые?" - и вот уже дама проглотила пару абрикосок. "А арбузы не зеленые?"…
- Вы что же это, и арбуз собираетесь съесть?! - не выдержала одна из работниц магазина, раскладывающая продукты на витрине. - Я сейчас охрану позову!
В ответ покупательница презрительно скривила губы и заявила, что арбуз она есть не будет. "Я и эти фрукты через силу съела - они же у вас незрелые все!" - прокричала она, уже выходя из магазина.
- К сожалению, способов, как взять продукт в супермаркете и не заплатить, покупателями придумано немало. Но если многих воришек ловит охрана, то покупателей, съедающих товар прямо в магазине, уличить непросто, - рассказал "Комсомолке" менеджер одной из столичных сетей супермаркетов. - В наших магазинах чаще всего покупатели, не доходя до кассы, съедают конфеты, булочки, пирожки, ягоды, фрукты, сырки в шоколаде и прочую мелкую продукцию. В летнее время, стоя в очереди, съедают мороженое и выпивают купленные напитки. Правда, многие все же предъявляют кассиру пустую бутылку и оплачивают выпитый товар уже постфактум.