- Такси недорого! Добираемся - автовокзал, Крещатик, "Борисполь"…
Наверное, каждый, кто хоть раз приезжал в столицу поездом, запомнил эту фразу, которую многократно повторяют - сначала на перроне, потом в вестибюле и, наконец, у выхода из вокзала… Простовато одетые мужики, неулыбчивые и любящие подбрасывать в руке брелок с ключами от авто - особая категория киевских таксистов, которых называют бомбилами или фильтровщиками. Некоторые вежливые, даже помогут дотащить до своей машины тяжелый чемодан, иные - отстраненные и даже грубоватые. У всех одно общее - за проезд хоть до Крещатика, куда и пешком-то можно минут за двадцать от вокзала дойти, хоть на удаленный от центра массив Троещину они просят запредельные деньги.
В Киеве - в сравнении с другими большими городами - службы такси развиты и отчаянно конкурируют друг с другом, поэтому машину на вокзал можно заказать еще из поезда, причем выйдет это недорого. Расчет бомбил - на приезжих, которые номера служб такси не знают, о рыночных ценах за проезд не осведомлены, но слышали, что Киев - город дорогой и суровый…
Есть всего несколько точек, где бомбилы паркуются в ожидании щедрых и неопытных путешественников: аэропорт "Борисполь" (до недавнего времени), излюбленная иностранцами гостиница "Дніпро" на Крещатике, Бессарабская площадь. Но нигде они не собираются в таком запредельном количестве, как на вокзале. Туда и отправился корреспондент "КП", чтобы почувствовать себя в шкуре водителя.
В ЦЕНЕ ИНОСТРАНЦЫ И МОСКВИЧИ
Раннее утро, еще и шести нет... По улице Симона Петлюры, бывшей Коминтерна, ведущей к вокзалу, проносятся одинокие автомобили. Среди них и моя машина - с шашечками на крыше.
"Нормальные" таксисты, с которыми довелось беседовать загодя, предупредили, что предприятие мое опасное.
- Ты из цирка к нам приехал или тебе жить надоело? - сказал дословно один из них. - Будешь маячить возле фильтровщиков, тебя сразу жизни научат. В лучшем случае стекла в машине побьют, в худшем - машину сожгут и в больницу угодишь.
- А почему их называют фильтровщиками? - поинтересовался я.
- Потому что они заказы фильтруют. Стоят в "рыбных" местах - у вокзалов, гостиниц, ждут богатых клиентов, которые города не знают. С какого-нибудь богатого Буратино из приезжих вполне можно за километр пути гривен 300 снять. Но таким, как ты, к фильтровщикам лучше не соваться. В прошлом году один парень - приезжий - решил на перроне постоять. Его прямо с вокзала скорая в больницу и отвезла, а машину ему сожгли. Там все места куплены!
- А кто места продает? Сколько это стоит?
После этого моего вопроса таксисты лишь недоуменно переглянулись. То ли не знают, то ли говорить об этом не принято…
МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ НА ПРОСТИТУТКАХ
- К кому обратиться, чтобы пассажиров на платформе "настрелять" и чтобы проблем не было? - интересуюсь у таксистов, припарковавшихся сбоку от входа к вокзалу.
- Я тебе так скажу: не хочешь проблем - работай официально, - откровенно говорит мужик, стоящий у автомобиля, разукрашенного символикой одной столичной службы такси. - 200 гривен - вступительный взнос, получаешь заказы по SMS… Заработок регулярный и безопасно.
- А экзамены, справки, трудовая книжка нужны? - спрашиваю.
- Молодой человек, как говорят у меня в родной Одессе, вы сами ищете себе проблемы, - с улыбкой отвечает мужчина. - Все, что нужно - это прийти и зарегистрироваться. Как на сайте знакомств. И вы - натуральный таксист. Будут вам и фильтры, и стоянка, и заказы. Заработать можно за смену гривен 300-400. Когда освоишься, можно и на девочках дополнительно "поднять"...
- Это как?
- Ну, как… По вечерам на фильтры приходят проститутки, визитки свои оставляют. Привозишь им клиента - соточка тебе в карман. Можно и с администратором отеля или клуба договориться. Хочет кто-то из иностранцев в ночной клуб - админ тебе звонит. Мажора отвез, денежки поделили.
Приободряюсь. Оказывается, заработать можно, и неплохо. И все-таки задаю интересующий меня вопрос:
- Что нужно для работы на вокзале?
- Даже у меня столько денег нет, - вздыхает мой собеседник…
"ДАВАЙ ДЕНЬГИ, А МЫ ПОДУМАЕМ"
И вот я на вокзале, несмотря на все предупреждения. Машин такси здесь почти нет, а клиентов хоть отбавляй. Выбираю удобное местечко ближе к центральному входу. По обе стороны иномарки с такими же шашечками, что и у меня. Водилы сразу начинают присматриваться к моей машине. Но молчат и агрессии не проявляют.
Первый клиент появляется через 15 минут. Низкорослый паренек, выглядевший небогато и без вещей.
- Ты по заказу за кем-то конкретно приехал или подзаработать хочешь? - с ходу интересуется он.
- А тебе что? Ехать будешь? - отвечаю я вопросом на вопрос.
В ответ паренек бросает "спасибо", разворачивается и уходит. А я раздумываю о том, что означает его вопрос.
Как раз в это время подходит сразу несколько поездов дальнего следования, из центрального терминала начинают валить приезжие. Закрываю машину и подхожу к выходу из вокзала. Не успеваю открыть рот, чтобы предложить кому-то "добраться недорого", как слышу из-за плеча недобрый голос:
- Давай разберемся по-хорошему - через пять минут тебя здесь нет. Если не поймешь с первого раза - мы поможем.
- А где написано, что здесь стоять нельзя? - наивно спрашиваю я.
Мужчина вздыхает устало:
- Парень, отъезжай на стоянку и стой сколько влезет. Здесь нельзя.
- А что нужно, чтобы мне разрешили стоять здесь?
- Место стоит 10 тысяч долларов, - быстро отвечает мужчина. - Есть такие деньги - будем думать. А пока проваливай.
Шестое чувство подсказывает мне послушаться. Как оказывается, не зря. Возле машины меня уже ждут…
ВСЕ РЕШАЕТ СМОТРЯЩИЙ
- Сынок, правила здесь действовали еще в 90-е годы, нам необходим порядок, залетные не нужны, - один из поджидавших меня оказывается седым общительным человеком лет 50-ти. Он и втолковывает мне "правила". - Сам понимаешь, сюда лезут и цыгане, и молдаване, и всякие прочие. Каждый хочет урвать куш. Могут ведь и клофелином напоить, и ограбить. Нам это не надо! Поэтому здесь есть смотрящий, он наблюдает, чтобы порядок был, и вступительный взнос собирает.
Оказывается, устроиться здесь можно и меньше чем за 10 тысяч, взносы существуют разные. Самые дорогие места - на перроне. Ведь в таком случае организаторам здешнего бизнеса нужно сделать таксиста невидимым как для администрации вокзала, так и для милиции.
- Те, кто стоят у входа, платят 6-7 тысяч долларов, - объясняет седой. - Своя такса есть и у таксистов, которые ждут на стоянке. Есть свой тариф и у водителей маршруток. Все честно: кто зарабатывает деньги на этой территории, тот и платит налог - за порядок и безопасность.
Правильные фразы о "порядке" не маскируют сути. За право работать на вокзале таксисты платят деньги бандитам. И как видим, деньги немалые. А смотрящий и его блатная компания не допускают к вокзалу посторонних "извозчиков" и помогают как могут. В том числе выясняют отношения с милицией.
Уезжаю, размышляя, сколько же нужно зарабатывать, чтобы отбить десять тысяч "вечнозеленых". Расчеты ни к чему не приводят. Какой бы астрономической ни была такса с клиента, богатых и наивных Буратино явно меньше, чем желающих заработать на них… И кажется, что десять тысяч долларов, с учетом расходов на горючее и амортизацию, здесь определенно не отбить.
Вот и получается, что вводивший меня в курс дела седой водитель явно не говорит всей правды. Например, о том, что смотрящий действительно беспокоится о безопасности пассажира. Но лишь пока тот не уедет с Привокзальной площади…
Фото Александра ШЕВЧЕНКО.
БУДЬ В КУРСЕ
Не платить втридорога на вокзале за такси очень просто: нужно вызвать такси по телефону еще из поезда. Диспетчер службы такси подскажет, где вас будет ожидать машина и сколько стоит проезд (от вокзала до спальных микрорайонов на окраине максимум 60-80 гривен). Если едете не транзитным поездом, проводник, скорее всего, подскажет номер телефона. Кстати, его заблаговременно можно узнать в Интернете, например: www.vgorode.ua
КСТАТИ
Когда можно не платить за поездку по Киеву*
1. Если водитель подсадил в салон другого пассажира без вашего разрешения.
2. Если таксист отклоняется от маршрута. Таксист обязан везти вас к пункту назначения без дополнительных остановок и заездов на заправку или СТО.
3. Если водитель курит в вашем присутствии.
Если в машине установлена рация, то в любом из этих случаев потребуйте от водителя соединить вас с диспетчером. Сообщите ему о нарушении, и в большинстве случаев диспетчер подтвердит, что поездка для вас стала бесплатной.
* В легальном такси.
ОФИЦИАЛЬНО
На вокзале гоняют нелегалов
- Если у таксиста есть все документы и лицензия, он имеет право стоять как возле вокзала, так и на перроне, - рассказали "КП" в транспортной милиции. - На территории вокзала мы постоянно проводим рейды совместно с ППС и службой по борьбе с экономической преступностью и проверяем людей, которые предоставляют услуги такси. На нелегалов составляются административные протоколы. Также следим за порядком на территории вокзала.
В ТЕМУ
В "Борисполе" сделали ставку на билборды
Администрация аэропорта придумала, как потеснить из "Борисполя" залетных таксистов. Первым делом закупили несколько десятков новеньких машин "Хюндай". А возле терминалов установили информационные щиты, на которых на украинском и английском языках сообщается, что проезд от "Борисполя" до Киева стоит 160 грн., а не 400, как предлагают бомбилы. Правда, частники не сдаются и начали перехватывать иностранцев еще у выхода из регистрации. Теперь дело за милицией.