Вот и все... Для украинских автомобилистов закончилась целая эра, когда каждому автолюбителю приходилось ломать голову, где купить бумажный "тотем", который на 730 дней защищал водителя от репрессий ГАИ. За отсутствие талона о техосмотре машину забирали на штрафплощадку. По новому закону частные легковушки от обязательного ТО освобождены. Заниматься техосмотром автобусов, маршруток и грузовиков теперь будут частные сервисные станции.
"Комсомолка" решила пройтись по основным пунктам нового закона и про-анализировать, как изменится жизнь водителей со следующей недели.
Ездим без доверенности
Новый закон не только отменил ТО, но и разрешил владельцам передавать свой автомобиль третьим лицам. При этом нотариальную доверенность оформлять не надо. Друг попросил ключи? Нужно вместе с ними просто передать ему и техпаспорт.
Как и отмена техосмотра, это новшество усложнило жизнь простого гаишника.
- Представим ситуацию: ваш ребенок украл из гаража авто вместе с техпаспортом. Раньше его бы поймали на первом посту. Когда человек знает, что документов нет, начинает нервничать. Инспектор это видит. Сегодня выявить такого нарушителя гаишник не сможет. Будет проблема и с крадеными авто. Особенно если водитель случайно забыл в салоне свой техпаспорт, - говорит юрист Николай Лукьяненко.
ГАИ тем временем вынуждена закупать системы дополнительного контроля за автотранспортом.
- Специальная аппаратура будет установлена на стационарных постах, она может считывать номерные знаки и проверять авто по всем базам, - уверяют гаишники. - Такая система уже успешно работает на посту Быковня под Киевом. Если поступит ориентировка на краденый автомобиль, номерные знаки тут же попадут в систему. Компьютер такую машину сразу отследит.
Штрафы теперь можно вообще не платить?
Парадокс нынешней системы: если вы попались на штраф не в своей области, платить по такому протоколу не обязательно. Единого реестра наказаний у ГАИ не существует. А по почте протоколы чаще всего не доходят. Более того, раньше - раз в два года, накануне техосмотра, - водители вынуждены были оплачивать свои штрафы, иначе им просто было не пройти эту обязательную процедуру. Что же получается, штрафы теперь можно вообще не платить?
Увы, нет! В МВД обещают, что уже в этом году подготовят долгожданный единый реестр машин по всей Украине.
- В бюджете предусмотрены деньги на создание информационной системы, - говорят в МВД. - В нее будут внесены данные о каждом автомобиле, зарегистрированном в Украине. Особенно это актуально после отмены доверенностей. Что касается штрафов, после того как ГАИ отстранили, мы утратили полномочия проверять, уплачен ли долг по протоколу. Впредь будем выносить постановления и передавать сведения в Государственную исполнительную службу (которая, кстати, имеет очень эффективные рычаги выколачивания денег из водителей-должников. - Авт.).
Техосмотр на дороге
Конечно, в этих новшествах есть и подводные камни.
Раньше, например, если гаишники останавливали вас на дороге и сообщали, что у вас отваливается фара (ржавые диски, кривые лонжероны), вы могли просто ткнуть им в нос талон ТО. Теперь его нет, и, соответственно, за явные неисправности вы получите протокол прямо на дороге.
Не успели депутаты упразднить техосмотр, как в ГАИ позаботились о закупке мобильных станций диагностики. 26 микроавтобусов на базе "Пежо" скоро раздадут по областям. Эти машины напичканы приборами и стендами для проверки тормозной, рулевой системы, выброса СО, степени тонировок стекол и прочего. И хотя в ГАИ уверяют что станции им нужны в первую очередь, чтобы контролировать перевозчиков, будьте уверены: "во вторую очередь" каждый "корч" будет проверяться прямо на дороге.
- Если наши сотрудники увидят на частном авто явные неисправности, работник ГАИ будет вынужден проверить и составить протокол, - подтверждают в МВД.
Правда, пока в милиции не уточняют, что подразумевается под "явными неисправностями". Ведь, строго говоря, прицепиться можно к любому автомобилю, даже самому новому.