Наверняка во время поедания ланч-бокса у многих возникал вопрос: кто это готовил, а главное - как? Корреспондентам "КП" удалось побывать в цеху бортового питания компании "Аэро Кейтеринг", которая кормит большинство пассажиров аэропорта "Борисполь".
КУХНЯ КАК ЛАБОРАТОРИЯ
Цех бортового питания - почти как операционная. Пройти туда без шапочки, халата, бахил и с немытыми руками нереально (за выполнением инструкций следит видеокамера). Это не просто кухня, а настоящая лаборатория - для каждого продукта отдельная территория, есть комната для открытия консервов, яйцебитная, камеры для хранения молочных, колбасных продуктов, фруктов, овощей, комната для разморозки, нарезки.
- В нашей работе глаз да глаз, для каждого продукта своя тара, разделочная доска, нож, - рассказывает инспектор по гигиене Анна Костик. - Нельзя резать мясо, а потом на этом же столе и тем же ножом потрошить рыбу. Все сделано, чтобы исключить перекрестное заражение продуктов. Людей в самолете много, туалет один, только представьте, что может произойти, если у пассажиров начнется расстройство желудка. У экипажа даже инструкция есть на этот счет: в случае ЧП сажать самолет в ближайшем аэропорту. А это скандал на весь мир, а штрафы какие, неустойки!
Чтобы продукты долгое время оставались свежими, температура на кухне не превышает +20 С. Работать с ними вне холодильника можно всего 45 минут. Затем продукты снова отправляют на охлаждение. Готовые блюда помещаются в специальные камеры, охлаждаются до +5 и после этого поступают на борт. А уже в самолете ланч-боксы разогреваются в специальных печах.
ЧЕРЕПАШИЙ СУП ДЛЯ ПАССАЖИРА ПРИШЛОСЬ ВЕЗТИ ИЗ СИМФЕРОПОЛЯ
- Что касается рациона, парадом заправляет авиакомпания, - говорит менеджер Валентин Петров. - Обслуживаем мы Lufthansa, British Airways, Аir France, авиалинии Туркменистана, "Аэрофлот", Ливийские авиалинии, "Ютэйр" и другие. Также готовим и для чартеров, самолетов первых лиц государства. Каждая авиакомпания подробно оговаривает с нами меню. Обсуждаем каждую деталь. Если продолжительность рейса менее часа, пассажиры получают холодные сандвичи. От 1 до 2,5 часа - холодные обеды. На более длительных перелетах предусмотрены горячие блюда. Есть отличия и по времени суток. Если полет выполняется с 6 утра до 12 часов дня, подаются завтраки: блинчики или омлеты с легкой закуской, йогурты, круассаны. С 12 до 18 часов - пассажиров кормят рыбными, мясными блюдами с картофельным или макаронным гарниром. После 18.00 это может быть сандвич или горячий ланч, на усмотрение авиакомпании. Если на борту есть вегетарианцы или люди на диете, для них готовим отдельно. Главное - при регистрации предупредить авиакомпанию, что вам нужно спецпитание. Ассортимент меняется каждую неделю, чтобы не приедался часто летающим пассажирам.
Если на регулярных рейсах выбирать еду пассажирам, как правило, не приходится, то вот клиенты чартеров сами заказывают трапезу на свой вкус и кошелек.
- На чартерах летают успешные люди, которые заботятся о здоровье, - говорит Валентин. - Заказывают они легкую витаминизированную пищу. Встречаются и те, кто привык на борту кушать сало, вареники, а также люди, которые питаются эксклюзивными блюдами. Однажды поступил заказ от клиента доставить на чартер черепаший суп. Пришлось искать его по всем киевским ресторанам. В итоге черепашки нашлись только в Симферополе.
ЮЩЕНКО ЗАКАЗЫВАЛ ГРЕЧКУ, А АМЕРИКАНСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ НОЖКИ БУША
Кроме регулярных рейсов, "Аэро Кейтеринг" обслуживает и первых лиц государства. И не только украинского.
- Набегались мы, когда прилетал президента США Джордж Буш, - вспоминает инженер-технолог Татьяна Партова. - Когда увидели список продуктов, взялись за голову - там были эксклюзивные овощи, фрукты, например - розовые дыни. В Киеве их найти непросто. Также в списке были копчености, морепродукты и куриные ножки. Напитки, конфеты и шоколадные батончики они привозили с собой. Приготовление обеда для Буша контролировали ФБР и его личный повар. А вот визит лидера Вьетнама вызвал у нас на кухне настоящий ажиотаж. Когда привезли его посуду на обработку, сбежалась вся кухня. На тарелках были какие-то смешные червячки, жучки и даже змея.
Приходилось кормить и украинских чиновников, правда, по словам здешних поваров, наши лидеры менее привередливы.
- Много раз приходилось готовить для Виктора Ющенко, - продолжает Татьяна Партова. - В полет он брал мед, а меню было диетическое. В основном это гречка, отварное мясо, какие-то сладости исключительно на фруктозе. Видимо, из-за болезни ему нужна была диета. Кормили мы и экс-премьер-министра Юлию Тимошенко. Что-то эксклюзивного из ее заказов сейчас и не припомним. Все было в основном из стандартного меню. Единственная просьба - это чай Teekanne с бергамотом в каждый полет. Это ее любимый напиток.
|
СПРАВКА "КП"
Впервые пассажиров накормили на борту самолета 15 мая 1930 года. Одиннадцать человек, летевших из Сан-Франциско в Шайенн, обслуживала первая в мире стюардесса - американка Эллен Черч. Горячий обед тогда включал в себя фруктовый коктейль, жареного цыпленка, печенье, чай и кофе. Результат эксперимента авиакомпании United Airlines оказался настолько успешным, что спустя два месяца воздушный перевозчик решил включить стюардесс в экипаж всех самолетов. Остальные авиакомпании последовали этому примеру.
КСТАТИ
В Украине действуют нормы 1972 года
- В Украине бизнес авиационного кейтеринга ограничен санитарными правилами, которые не менялись с 1972 года, - рассказывает менеджер по работе с клиентами компании "Аэро Кейтеринг" Валентин Петров. - Например, запрещается использовать фарш. Дело в том, что в советские времена не применялись консерванты, поэтому срок годности фарша был 2-3 часа, и его внесли в запрещенную группу. По той же причине запрещена сметана. Сегодня этот продукт хранится намного дольше. И почему бы не дать пассажирам колбаски или блинчики со сметаной? Во всем мире пассажиры едят эти продукты.
СОВЕТЫ ДОКТОРА
Соленая рыба опасна, а вино не повредит
Борис СКАЧКО, врач-фитотерапевт:
Не рекомендуется есть в полете:
- горох и кукурузу. Эта пища вызывает брожение в пищеварительной системе. В результате, кроме бурчания в животе, организм будет звучно выбрасывать газы;
- красное мясо и жирную пищу. Употребление этих продуктов приводит к повышению вязкости крови и может вызвать во время перелета (особенно трансконтинентального) тромбоз сосудов;
- сладости. Одна-две сосательных конфеты в час не повредят. Но большая доза сладкого повысит уровень гемоглобина, от этого могут "забиться" капилляры. В результате у человека повысится артериальное давление, и если он страдает гипертонией, то возрастет риск сердечного приступа;
- соленое. Употребление соленой рыбы, огурцов, орешков и т.д. поднимает артериальное давление и может вызвать гипертонический криз.
Желательно употреблять:
- винегрет. Это идеальная еда в самолете. Он не сладкий, не жирный и содержит много воды;
- куриное мясо, индюшатину, крольчатину. Они менее токсичны, чем красное мясо, и не сильно влияют на вязкость крови;
- спиртное. Допустимо 50 мл 40-градусного напитка для женщин и 100 мл для мужчин (или 150 и 200 мл вина соответственно). Но не чаще, чем один раз в три часа. Алкоголь препятствует сгущению крови и предупреждает образование тромбов. Но если выпить больше, то в крови начнут сворачиваться белки и может возникнуть осложнение - тромбоз сосудов головного мозга;
- ягоды, кисло-сладкие фрукты (вишня, клюква, яблоко, груша). В них много жидкости. Кроме того, входящая в них кислота разжижает кровь. Но не берите в самолет финики, бананы - они слишком сладкие.
Подготовила Светлана ВОРОНЮК.