Самый долгожданный законопроект стал законом. Во вторник 265 народных депутатов проголосовали за отмену регулярного ТО и упразднили доверенность. Несмотря на ликование, специалисты предупреждают - закон еще могут поменять, а роль автоконтролеров возьмут на себя страховые компании.
Кто без ТО
Все частные автомобили, мотоциклы и прицепы освобождаются от регулярного осмотра на станциях техобслуживания. А таких транспортных средств в нашей стране более 8 млн. В остальном же почти ничего не изменилось. Как и раньше, машины грузоподъемностью до 3,5 тонны, а также автомобили, которые используются в коммерческих целях, будут проходить ТО каждые два года. Такси и тяжелые грузовики обязаны проверяться каждый год. А вот пассажирские автобусы и автомобили, перевозящие опасный груз, должны проходить осмотр два раза на год. Правда, есть одно отличие. Если раньше все эти категории машин отправлялись на ТО в МРЭО ГАИ, то теперь функцию контролера передали частным компаниям. Бизнесмены будут проверять тормозную систему, рулевое управление, свет, шины и газобаллонное оборудование.
В ГАИ предупреждают: ездить на развалюхах все равно никому не дадут.
- Если наш сотрудник увидит, что по дороге едет автомобиль без фар или у него отваливается бампер, он вправе запретить движение такому автомобилю, - уверяют в Департаменте ГАИ.
«Подарок» от страховой
Не успели народные избранники порадовать автолюбителей, как плохие вести пришли от страховых компаний. Оказывается, страховщики уже давно готовились к новшествам в законодательстве. И готовы взять на себя функцию контроля. Особенно тех, кто хочет получить полис КАСКО. Кроме того, сюрприз ожидает и тех, кто купил машину в кредит. Проходить ТО таких автомобилистов заставит банк. Банкиры должны быть уверены, что их залоговое имущество в порядке.
Что касается полиса
ОСАГО, здесь пока ничего не ясно. Не исключено, что от каждого автомобилиста страховщики будут требовать минимальный пакет документов об исправности машины. Правда, пока такой нормы в законе нет.
Кто недоволен подарком Верховной Рады, так это частные таксисты. Они уверены: если раньше им приходилось давать взятки гаишникам, теперь придется «подкармливать» предпринимателей.
- На частных ТО с нас будут сдирать три шкуры, - говорит таксист Алексей Лисенок. - Бизнесмены открыли множество станций по стране, теперь им нужно отбивать эти деньги за счет нас.
В доказательство этому таксисты приводят пример одной из крупных служб такси Киева.
- Как только депутаты заговорили об отмене ТО и передаче его в руки частных компаний, крупные службы такси начали за свои деньги организовывать, так сказать, «карманные» СТО. Нас задавят не только налогами, но и дорогим техосмотром.
Езда по техталону
Как только новый закон вступит в силу, управлять чужим автомобилем можно будет исключительно при наличии техпаспорта.
- Отмена доверенности - это общемировой стандарт, а то, что мы к этому пришли, - позитивный момент для нашей страны, - считает юрист Николай Лукаш. - С другой стороны, давайте посмотрим на нашу ГАИ. У них нет не то что электронного оборудования, но и единой базы. Как наши инспекторы будут отслеживать угнанные автомобили? Выходит, если мы забываем в машине техталон, а наш автомобиль воруют, найти его в принципе будет невозможно.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ
ЛУЧШЕ
* Экономия времени - не нужно тратить на прохождение ТО
* Экономия денег - официально ТО обходилось в 550 грн., за взятку - до 1000 грн.
* Отсутствие доверенности - управлять чужим авто теперь можно при наличии техпаспорта, что сэкономит 600 грн. на оформление доверенности у нотариуса
* Не нужна медицинская справка - прежде чем пройти ТО, водителю надо было провериться у врача
ХУЖЕ
* Страховые компании будут требовать от водителей подтверждение исправности авто во время оформления КАСКО
* Кредитные авто заставят регулярно проверять на частных СТО, а это будет стоить дороже
* На дорогах появятся неисправные машины, которые могут спровоцировать ДТП.