Есть место на Средней Волге, на котором стоял знаменитый город Булгар. Пути по Волге и Каме и караванные пути из Средней Азии и Европы сделали город знаменитым в торговле. Сюда привозили ценные товары - ткани, посуду, домашнюю утварь, драгоценности, невольников. Отсюда увозили меха, мед, воск и хлеб, добытые охотниками на севере и пахарями народов Поволжья.
В 1236 году на Булгар обрушился страшный удар монголов. Бревенчатый город был порушен и сожжен нападавшими, жители были истреблены или бежали в леса. В том же году зимой до основания был разрушен город Рязань на Оке. До сих пор можно увидеть крепостные валы и пепел пожара на них. Нынешняя Рязань построена на реке выше. А Булгар возродился. Монголы увидели, сколь выгодно было иметь на Волге свою столицу. За короткое время город поднялся и вырос. Его окружали земляные валы, стены и башни из дуба. Появились постройки из камня - жилые дома, дворцы, мавзолеи и минареты, бани и мастерские, где работали привезенные из разных стран мастера. Сюда стекалось богатство, добытое войной, плоды полей, садов Поволжья. Сюда приезжали послы и правители земель - данников Золотой Орды. Кипела жизнь на волжской пристани Булгара.
Однако распри во власти монголов привели к упадку города и всего царства Орды. В середине века от «цветущего града» осталось только пустынное городище с развалинами построек и могильными камнями.
В XIX веке появился большой интерес археологов к древнему городищу. Тут обнаружено большое богатство древней культуры народов. О славном городе написаны были книги, вся площадь Булгара в Республике Татарстан объявлена заповедником.
Сейчас городище, как в древности, обнесено стеной из частокола, приводятся в порядок памятники древности, ремонтируется музей городища. И вблизи его строят музей с характерным названием - «Дом хлеба».
|
«Это только отчасти верно, что татары были кочевниками. Они были хлебопашцами, охотниками, сборщиками меда и рыболовами», - читаем в одной из книг.
Данью народу будет хорошо задуманный новый музей. Обрели очертания основные постройки. Тут будет всё, что имеет отношение к хлебу: поле, уборка урожая, размол зерна, искусство выпечки хлеба. В музее будут показаны инструменты прошлого времени - серпы, косы, грабли, сеялки, веялки. Уже готов дом, где можно увидеть печь, из которой вынимают румяные калачики и караваи деревенского хлеба. (Любознательные посетители музея могут даже замесить хлеб и проследить за его выпечкой.)
Рядом с мельницей (о ней рассказ в конце беседы) стоит дом мельника. Его фигура была почетной в сельском хозяйстве. Дело мельника - «ловить ветер» и верно настраивать мельницу, держать её в порядке.
Двор мельника будет полон скотиной и птицами. Нынешние молодые люди не знают, как садятся на лошадь, как доят корову, сбивают из сметаны масло, как стригут овец, как выглядит гнездо курицы, как оберегают своё семейство гуси, как любят воду утки, сидят на яйцах в гнезде индейки.
На хлебном дворе будет деревенский колодец с журавлем. Вряд ли кто-нибудь знает, как работал в кузнице сельский мастер. Посетители увидят, как полоска железа, раскаленная в огне, превращается в изделие, нужное земледельцу.
В новом музее будут построены гончарная мастерская, модель водяной мельницы и площадка, где будет проходить знаменитый праздник Сабантуй.
Теперь обратимся к ветряной мельнице. Это не модель, а настоящая работающая мельница, какие строили когда-то по всему свету. Например, в Мордовии было 60 тысяч мельниц. Сейчас это очень большая редкость, повсюду работает электричество. А как работал ветряк? Мало кто это знает.
Создатели музея в Татарстане стали искать действующую мельницу. Посчитали, что есть на Украине - хлебный край. Нет, не оказалось ни одной, хотя было их тысячи. Нашли под боком - в Саранске, и не мельницу даже, а мастеров, умеющих строить ветряки и водяные мельницы. Поехали музейщики в Саранск и нашли мастеров-реставраторов. «Можете сделать?» Отвечают: «Можем. Сделаем». Повезли гостей из Казани в Музей Лермонтова в Тарханы, где мельницу построили недавно. «Поймали» ветер мастера. «Смотрите...» Гости глядели на старинную постройку, как на чудо. Держали в ладонях теплый пшеничный размол, глядели, как весело вертятся крылья, как останавливаются машины посмотреть с дороги на мельницу. И ударили с мастерами по рукам: «Делайте!»
В Голландии, где мельниц еще более тысячи, заказали добротные жернова и приступили в Саранске к выполнению почетного заказа. Мастеров и их «предводителя» Анатолия Митронькина я знаю давно. Делают всё умело и на совесть. Могут сложить старинный дом, церковь построить, лодку, старинную карету, легкие сани, восстановить мушкет, дуэльный пистолет. Всё могут!
Дошли руки в музее Пушкина до постройки водяной мельницы. Местные мужики построили сливную плотину, помещение мельницы. А начали строить «начинку» под крышей, «попросили пардона» - «ломаются деревянные шестерни». «Вот вам чертежи. Действуйте!» - отозвались в Саранске. «Не получается! Просим вас довести дело до конца». Взялись. И через месяц отправили в заповедник машину с необычным грузом.
Через две недели мельница заработала. И музей не нахвалится этой постройкой.
Музей Татарстана торопил саранских мастеров. Они отвечали: «Ищем сосну для стояка всей конструкции». Нашли такую сосну. В мае с Анатолием Митронькиным мы приехали на сдачу «изделия» заказчику. Наверное, космические спутники сдают с такой же торжественностью. Государственный советник президента Минтимер Шаймиев, потирая руки, шутил: «А вдруг не завертится?» «Завертится!» - сдержанно отвечал Митронькин… Завертелась!
В середине июня был в Татарстане праздник. Его решили провести в недостроенном музее. Собралось на празднике пятьдесят тысяч людей. Большая власть прилетела из Казани на семи вертолетах. Большая радость была для всех. Стало ясно: музей, о котором говорили все, откроется осенью.
Ветер под крылья и дым из трубы «Дому хлеба» на Волге!