Загрузить еще

Летчик Игорь СТРУКОВЕЦ: «У меня отобрали самолет, 
а я назло построил еще два!»

Летчик Игорь СТРУКОВЕЦ: «У меня отобрали самолет, 
а я назло построил еще два!»
Фото: Третий «Зодиак» Игоря Струковца будет мощнее, чем два предыдущих. Чтобы закончить работу над ним, авиаконструктор даже влез в долги.

- Отлично помню тот день - 14 февраля 2009 года, - говорит летчик-истребитель из Ахтырки (Сумская область) 49-летний Игорь Струковец. - У всех праздник - День влюбленных, а у меня - беда!

В то утро в гараж, где Игорь Николаевич с друзьями, такими же энтузиастами-летчиками, пять лет строили самолет, ворвались около десятка человек.

- Всем стоять! Телефоны на стол! Закрыть рты! - громкие крики людей в форме еще долго звенели в ушах ошарашенных летчиков.

Представители транспортной милиции и прокуратуры показали документы: по ним самолет умельцы построили подпольно и незаконно. Использовали контрабандные детали и не установили спасательные системы. В общем, не воздушное судно, а сплошной убыток для государства.

Летчики с болью в сердце наблюдали, как в поисках красивого кадра операторы, приехавшие вместе с милиционерами, безжалостно топтались по легкому двухместному самолету. Летчики даже не знали, кого ненавидеть больше: власти, которые лишали их мечты, или журналистов, которые снимали весь процесс на камеру.

Вечером самолет «Зодиак 601» уже стоял на штрафплощадке в милиции города Сумы. Его создателям грозили огромный штраф и перспектива больше никогда не увидеть свое творение.

Самолет, который для летчиков был мечтой, в прокуратуре посчитали незаконным. Но сейчас он успешно поднимается с аэродрома в Коломые.

ЛЕТАТЬ ИЛИ УМЕРЕТЬ

- Житель Ахтырки организовал у себя в гараже цех по производству одномоторных самолетов, - официально сообщала транспортная прокуратура Сум. - Нарушив закон, без сертификата, он «смастерил» воздушную машину с целью  реализации. Ориентировочная цена такого аппарата - около $30 тысяч. Более того, технические характеристики самолета не соответствовали конструкторским требованиям. Двигатель - от автомобиля «Субару», приборные устройства - от ВАЗа. 

Но Игорь Струковец с друзьями не собирались сдаваться. Они призвали всех авиаторов Украины поддержать их морально. Однако все шло к тому, что самолет им не вернут.

- А ведь подняться в небо для меня, летчика, воспитанника Ахтырского аэрополка - это самая заветная мечта, - рассказывает Игорь Николаевич. - На пенсию из войск я ушел в звании майора в середине 90-х. Тогда мне было 35 лет. Слишком мало, чтобы сидеть сложа руки. К тому времени аэродром в Ахтырке, с которого я много раз поднимался в небо, развалился, а самолеты распродали по всему миру. Еще работая, я по полгода не получал зарплату. Чтобы кормить семью, ремонтировал автомобили, проводил спортивные тренировки. То есть делал все, но только не то, к чему стремилась душа. Когда жизнь немного наладилась, мы с друзьями решили: построим самолет сами!

Первым делом летчики организовали аэроклуб «Крылья»: проводили кружки по моделированию, конкурсы, а потом взялись и за самолет. Изучили все инструкции в Интернете и пустили львиную долю семейных бюджетов на детали.

Процесс постройки умельцы показывали всем желающим: в гараже Струковца постоянно толпились любопытные. Некоторые организовывали даже экскурсии.

- Самолет мы решили обкатывать в Коломые (Ивано-Франковская область) на аэродроме у моего друга, - говорит Игорь Николаевич. - У него там все условия: взлетно-посадочная полоса и ангар. Там же планировали получить регистрацию. В тот день, когда аппарат изъяли, мы уже собирались грузить его в машину.

ПРОИСКИ КОНКУРЕНТОВ

За полгода до вышеописанных событий в гараж к Струковцу стал наведываться странный мужчина: сначала он расспрашивал о деталях самолета, об их стоимости, а потом настойчиво требовал продать ему «крылатого». Совпадение или нет, но самолет у Струковца забрали вскоре после последнего визита гостя. И обвинили в том, что он торгует самодельными аппаратами.

- Чтобы спасти машину, мы подключили всех знакомых, - вспоминает Игорь. - Благо нас, воспитанников Ахтырского авиаполка, много. Некоторые работали в органах. Помог и один народный депутат. Так и выяснилось, что на нас точили зуб предприниматели из Киева. Они поставили производство легкомоторных самолетов на поток. А мы, видимо, своим публичным строительством раздражали их. Хотя какие мы конкуренты? У нас ни мощностей, ни денег больших нет. Все делали для души.

Следственные действия тянулись полгода. Все это время самолет гнил на штрафплощадке, но его создатели не отчаялись. С еще большим энтузиазмом на последние деньги они принялись строить новый аппарат.

- Я доказал, что не виноват ни по одному из пунктов, которые мне предъявляли, - продолжает Игорь Николаевич. - Двигатель от «Субару» мы ввезли законно из Белоруссии, растаможив его на Черниговской таможне. Ставить его на такие самолеты - не наше открытие. Так делают многие украинские и мировые конструкторы. Дело в том, что во время войны «Субару» моделировала истребители, но после поражения японцам запретили заниматься строительством самолетов. В итоге они перешли на производство автомобилей, но их двигатели при этом вполне подходят к легким самолетам. Что касается спасательных систем, то на такие машины ставить их необязательно. Все документы, подтверждающие это, у меня есть.

С иронией в голосе Игорь Струковец вспоминает, как через несколько месяцев ему позвонил следователь и попросил взять на себя хоть что-то из списка обвинений.

Но летчик не поддался. В итоге уголовное дело до суда не дошло, и Струковец с друзьями забрал самолет. Через месяц его привели в порядок и отвезли в Коломыю.

«ВЛЕЗ В ДОЛГИ, НО ИСПОЛНИЛ МЕЧТУ»

Сколько раз за полтора года после «освобождения» многострадальный «Зодиак» Струковца поднялся в небо, конструктор не считал. Расстраивается, что пока он в Ахтырке, самолет обкатывают другие пилоты. Но все же на своем «первенце» он поднялся в небо, испытав незабываемые чувства. 

- Сейчас он проходит регистрацию, - говорит Игорь Николаевич. - По закону мы сначала должны его обкатать, потом пригласить комиссию из Госавиаадминистрации, которая указывает на неполадки и нарушения. Устранив их, мы зовем экспертов еще раз. Они дают регистрацию, присваивают самолету номер. Безусловно, чтобы летать, нужны площадка, свидетельство пилота, страховка, медсправка.

Второй самолет сейчас заканчивают друзья Струковца. Он такой же, как первый: двуместный «Зодиак», но еще легче. А вот Игорь Николаевич решил, что третий по счету аппарат он должен сделать сам. Причем построить более тяжелую модель, которая хотя бы на миг напоминала ему о прошлом летчика-истребителя.

- Чтобы строить, я по программе кредитования пенсионеров-военнослужащих снял сразу 10 пенсий! - говорит Игорь. - Теперь надо отдавать проценты. Не знаю, справлюсь ли. Уже вложил в самолет около 5 тысяч долларов, но в нем еще нет двигателя и нужных систем.

Возле своего детища Игорь Струковец проводит все свободное время. Шутит, что жена вот-вот из дома выгонит. Увы, самая главная мечта летчика пока несбыточна - подняться в небо с аэродрома в родном городе и научить летать других.

ТТХ самолета «Зодиак 601»

  • Вес - 520 кг
  • Размах крыльев - 8 м
  • Высота полета - 3600 м
  • Объем двигателя - 2000 см3
  • Мощность - 125 л.с.
  • Вместимость - 2 человека.

ОФИЦИАЛЬНО

В прокуратуре Сумской области «Комсомолке» подтвердили, что уголовное дело против авиаконструктора действительно закрыли. Но обстоятельства, по которым дело не было доведено до суда, озвучить не захотели.