Поклонение Яхве и Ашере
Франческа Ставрокопулу, доктор с факультета теологии Университета Оксфорда, пошла по стопам Дэна Брауна. Только продвинулась гораздо дальше. Автор «Кода да Винчи» фантазировал, будто у Иисуса Христа - Сына Божьего - были жена и потомство. А британская исследовательница нашла «вторую половину» аж самому Создателю. Она утверждает, что Господь Бог, известный также как Яхве и Иегова, был отнюдь не одинок. Имел супругу по имени Ашерак. Или Ашера. И люди относились к ней с тем же почтением, что и к Мужу.
По мнению доктора Ставрокопулу, секретная информация о божественной паре со временем пропала из Библии из-за многочисленных ее редакций.
В доказательство своих слов британская ученая приводит несколько археологических находок. «Козыряет» древними текстами и некоторыми фразами из Библии. Так, один из них повествует о том, что статуя Ашеры находилась в храме Бога Израилева.
Другим свидетельством Франческа считает глиняную табличку, которую нашли в 1975 году в Синайской пустыне. Там - надпись, датированная примерно VIII веком до нашей эры. Ее автор, вероятно, был путешественником. Или купцом, ездившим по израильским городам.
- Для любого путешественника его предприятие представляло определенную опасность, поэтому божественная защита имела для него важное значение, - объясняла исследовательница. - Надпись представляет собой просьбу о благословении. Причем, что важно, благословении «Яхве и его Ашеры». Это и есть очень важное доказательство того, что Яхве и Ашеру рассматривали как божественную пару.
Франческа полагает: поскольку после обнаружения первой записи было найдено еще несколько похожих и во всех них упоминается пара Яхве и Ашера, то это можно считать убедительным доказательством семейного положения Всевышнего.
Имя жены Бога не кануло в Лету. Ашера осталась в памяти народной как могущественная богиня плодородия. Например, в этом качестве ее почитали жители древнего города-государства Угари́ в Сирии, основанного в 6000 году до нашей эры. Ее глиняные фигурки постоянно находят на побережье Средиземного моря, где находилось это поселение.
Двуполые существа
Сохранившиеся упоминания о великой богине можно найти даже в Ветхом Завете.
- Святое Писание прошло период так называемой кодификации, когда редакторы текста уничтожали неугодные монотеизму - учению о едином Боге - упоминания о женщине-божестве, - рассказывала о деталях своего открытия доктор Ставрокопулу. - Но, например, одно из имен Бога, Элоким, имеющее окончание множественного числа, все же осталось неотредактированным. А звучание имени верховного божества во множественном числе является еще одним доказательством, что мужскому и женскому божествам когда-то поклонялись вкупе, не разделяя их по половому признаку.
Но и на этом не заканчиваются доводы неутомимой исследовательницы. В Библии она нашла еще одно свидетельство, дающее повод предполагать о существовании Божьей жены, - это описание фигур херувимов, охраняющих Ковчег Завета. Они предстают там как двуполые существа.
Другое неожиданное заявление исследовательницы: Бог, прежде чем занять свое законное место, участвовал в своеобразном кастинге.
- Я несколько лет изучала Библию в ее культурном и социальном контексте и обнаружила, что Яхве - Богу, которого мы знаем, - пришлось выдержать конкуренцию со стороны ряда других богов, прежде чем он занял главенствующее место в религии израильтян, - объясняла Франческа. - В числе основных конкурентов Господа Бога снова фигурировала его супруга Ашера, а также - бог вод, войны, неба, солнца Баал и кровожадный Молох, которому приносились человеческие жертвоприношения. Но церковные редакторы и их вычеркнули из иудейского пантеона, следуя тексту Моисеевых заповедей. «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня», - сказано в одной из скрижалей, которые, по библейской легенде, Бог дал пророку Моисею на горе Синай.
В этой части исследования большинство ученых соглашаются с доктором Ставрокопулу. По их словам, борьба монотеизма с пережитками язычества среди нескольких поколений Израиля была процессом длительным. В течение нескольких веков наряду с культом Всевышнего существовало поклонение местным божествам, среди которых была и Ашера. Иудаизм одержал окончательную победу только к VI веку до нашей эры.
Спор о различных интерпретациях женского божественного начала ведется давно. Даже в Писании Бог нередко метафорически описывается как женщина. Например, в книге пророка Исайи сотворение мира сравнивается с родами, а Господь - с роженицей.
Кроме того, и Адам изначально содержал в себе и мужчину, и женщину. Ведь Еву создали позже из его плоти. Поэтому нетрудно сделать предположение: раз Адам создан по образу и подобию Бога, значит, и тот и другой содержат в себе оба начала.
Многие религиозные тексты, особенно Каббала, не отрицают женской составляющей у Бога. Наоборот, описывают и развивают его у Создателя. Но утверждение, что у Бога была жена как отдельная личность, религиозные мудрецы считают преувеличением.Таким образом, чтобы поставить точку в этом споре, требуются еще другие революционные находки. Но их пока нет.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Директор Центра иудаики в Аризоне и Института археологических исследований имени У. Ф. Олбрайта (Иерусалим) Эдвард РАЙТ:
- Ставрокопулу права в своих выводах, потому что действительно в нескольких иудейских табличках упоминается «Бог и его Ашера». Более того, следы упоминания Ашеры в Библии остаются и до сих пор, и на основании этих следов можно восстановить, какова была ее роль в религиях Южного Леванта - территории современных Ливана, Израиля и Палестинской автономии. Также специалистам известно, что Ашера, известная также как Астарта и Иштар, была действительно влиятельной богиней на древнем Ближнем Востоке. Однако можно понять, откуда возникает скепсис у критиков. Дело в том, что на английский язык имя Ashereh обычно переводилось как «священное дерево».
Профессор иудаики раввин Александр ЛАКШИН:
- Уподобление отношений Бога и народа Израиля отношениям между мужем и женой является одной из классических еврейских аллегорий письменной и устной Торы. Для справки приведу отрывок из статьи в журнале «Лехаим»: «В самой глубине Храма (Иерусалимского), в Святая Святых, был помещен золотой ковчег. В нем лежали Скрижали Завета с Десятью заповедями и самый первый свиток Торы, начертанный рукой Моше. На крышке ковчега были установлены крувим (херувимы) - две крылатые фигуры - мужская и женская, - выкованные из чистого золота. Крувим олицетворяли связь между Богом и Его народом. Талмуд (Бава Басра, 99а) свидетельствует: когда Израиль восставал против воли Всемогущего, крувим отворачивались друг от друга, а когда Израиль был верен Богу, крувим смотрели друг на друга. Когда же любовь и согласие между Богом и его невестой достигали истинной полноты, то крувим склонялись друг к другу (Йома, 54а), как «муж склоняется к жене». В Талмуде сказано: когда враги Израиля захватили Храм, они вошли в Святая Святых - место столь священное, что входить туда дозволялось лишь одному человеку - Первосвященнику - и только на Йом Кипур, самый священный день года. Там враги увидели крувим, прильнувших друг к другу, и выволокли их из Храма (Талмуд и Раши, там же). И стали над ними насмехаться, извращая и всячески принижая их священный образ и то, что они олицетворяют».
Таким образом, «передовое научное открытие» г-жи Ставрокопулу представляет собой лишь иное толкование известных историкам и богословам фактов. И если в текстах она не находит подтверждения своим умозаключениям, значит, их уничтожили зловредные «редакторы периода кодификации», дабы «стереть неугодные монотеизму упоминания о женщине-божестве».