«Все мы учились понемногу — чему-нибудь и как-нибудь»… Что- то засело в памяти накрепко, например, таблица умножения на два, а о чём-то осталось лишь смутное воспоминание. Случалось нам по жизни и лукавить, и лишнюю рюмку принять под хорошую закусь. А уж о том, чтобы не оглянуться на хорошенькую женщину, не вспомнить строчку из песни «Ах, какая женщина— мне б такую…», а то и позавидовать её неизвестному поклоннику, и речи быть не могло. Случалось в гневе лишнее сказать, гордыню свою насытить, а то и просто бездумно с ленцой «сжечь» денёк-другой на любимом диване.
Но, оказывается, при этом мы впадали в грех. И не просто в грех, а в грех смертный! Так что же это такое — смертный грех, и какие пороки человеческие сюда относятся? Скажу сразу — в Библии нет чёткого определения смертного греха, существуют лишь некие намёки на то, что такое хорошо, и что такое плохо. Вот, например, не рекомендуется «…возжелать жены ближнего своего, ни его осла, ни его раба…» и так далее.
А коль скоро Библия полна иносказательных вердиктов, то расшифровку её учений взяли на себя представители церкви. Самым усердным в этом вопросе стал Фома Аквинский, упорядочивший высказывания Григория Великого и снабдивший их своими представлениями. Согласно этому апологету веры существует СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ, за каждый из которых человека неминуемо ждёт наказание адом. Вот как они называются, как выглядят и кто, собственно, их «курирует» из демонов Тьмы:
ГОРДЫНЯ — от князя Тьмы Люцифера. Этот смертный грех изображают в виде выпавшего из седла всадника, Вавилонской башни, петуха или женщины с павлином на руках.
ЗАВИСТЬ — от демона Левиафана. Символом зависти считается змея с высунутым языком, скорпион или женщина, поедающая своё собственное сердце, вырванное из груди.
АЛЧНОСТЬ (жадность) — от демона Маммона. Изображается в виде груды из золотых яблок, гарпии, терзающей скрягу на груде золотых монет, или жабы.
ГНЕВ — от предводителя чертей Сатаны. Чаще всего изображается в виде женщины, разрывающей свои одежды или человека, судорожно вцепившегося в свои волосы.
ЧРЕВОУГОДИЕ (обжорство) — от заведующего преисподней Вельзевула. Символизируется изображением тучного человека или животного, чаще всего свиньи.
ПОХОТЬ (распутство) — от демона Асмодея. Символизируют этот смертный грех чаще всего такие животные, как обезьяна, кот, осёл, кролик. А ещё используются изображения ведьмы, василиска, пылающего факела или змеи, впившейся в грудь или гениталии женщины.
ЛЕНЬ — от падшего ангела Бельфегора. В христианской религии символом лени выступает улитка. В других верованиях это, как правило, изображение толстого человека верхом на осле.
Православная церковь разъясняет, что смертные грехи выделены не потому, что они самые тяжкие, а поскольку неизбежно влекут за собой другие человеческие пороки. Смертные грехи караются не наказанием или гибелью плоти, а крахом души и её отлучением от Царства Небесного. Именно поэтому первым смертным грехом названа гордыня, которая ставит одержимого этим пороком выше Бога. А это, как вы понимаете, самая страшная ересь с точки зрения религии.
Меняются времена, меняются нравы и отношение общества к различным факторам бытия, в том числе и к тем, которые по старинке считаются «смертными грехами». Тут, как и в медицине, многое зависит от дозы, места и времени. Так что можно понемножку «грешить», получая от этого удовольствие и не мешая при этом другим пользоваться их грехами. Тем более, что на нынешней предпраздничной неделе церковь дарует отпущение грехов всем раскаявшимся.