7 ноября
Загрузить еще

При школах открываются подготовительные курсы

При школах открываются подготовительные курсы
Фото: Фото из архива «КП».

Научат считать и сочинять рассказы

В этом году в первые классы Львова пойдет более шести тысяч учеников. Первого сентября все они, красивые, разнаряженные, сядут за парты. И родители будут уверены, что именно их ребенок самый лучший, будет учиться только на «двенадцатки», каждый год будет получать похвальные грамоты, в будущем получит «золотую медаль» и поступит в вуз. Но, витая в своих мечтах, не все родители знают, что подготовка к этому началась уже сегодня. Оказывается, на сегодня, чтобы поступить в первый класс и справляться со школьной программой, шестилетки должны обладать некоторыми знаниями и навыками. И, к сожалению, не все родители могут дома их научить. Конечно, этому учат в детсадах. Но каждая школа и каждый учитель выдвигают свои требования. Поэтому педагоги советуют родителям водить ребенка на адаптационные занятия. Ребенок сможет осмотреться в школе и познакомиться с будущими одноклассниками, а родители смогут оценить будущую первую учительницу своего ребенка.  Поэтому в большинстве львовских школ уже с февраля начинают работать группы адаптационных занятий.   

На вопросы родителей будущих первоклассников мы попросили ответить главного специалиста по дошкольному воспитанию управления образования Львовского горсовета Софию Чемерис.

- Чему учат на адаптационных занятиях?

- Чтобы успешно учиться в первом классе, ребенок должен знать некоторые элементарные математические понятия: знать названия цифр, знать, в каком порядке они идут, уметь считать в прямом и обратном порядке, уметь выполнять элементарные математические действия (как всем известная задача: у тебя было пять яблок, два забрал Сережа, сколько осталось), отличать круг от квадрата, ориентироваться в пространстве. Уметь логически мыслить, уметь придумать рассказ на заданную тему, учить наизусть стихи, рисовать, лепить, делать аппликации. Здесь готовят руку к письму, память – к запоминаю, внимание – к концентрации. Всему этому и учит учительница начальной школы на адаптационных занятиях.

В группах - по 15 человек

 - Обязательно ли посещать эти занятия?  

- Нет, занятия не обязательны. Если ребенок посещает детский сад, то его там научат и считать, и сочинить рассказ, и общаться с ровесниками. Но мы очень рекомендуем родителям привести сюда ребенка. Первое занятие здесь – это экскурсия по школе. Детям показывают классы, столовую, раздевалку, спортивный зал. Занятия максимально приближены к урокам. То есть: 30 минут урока и 10 минут перерыва. Дети чувствуют себя почти школьниками. Детсадовские дети тоже посещают адаптационные занятия и очень довольны ими.

- Могут ли в сентябре отказать взять моего ребенка в школу, если мы не посещали занятия?

- Нет. Вы имеете право посещать адаптационные занятия в школе неподалеку от дома, а потом отдавать ребенка учиться туда, где вам будет лучше или удобнее. Ситуации бывают разные: семья переехала, ребенок до шести лет жил с бабушкой, другая школа вам по дороге на работу. 

- Может ли программа адаптационных занятий отличаться в разных школах?

- Все программы утверждены Министерством образования. Просто каждый учитель может сам выбирать форму занятий, форму подачи материала. А программы у всех одинаковые.  

- Занятия платные?

- Нет, занятия абсолютно бесплатные.

- Могут ли родители пожелать, чтобы их детям преподавали что-то еще, не по программе, возможно, за дополнительную плату?

- Нет. На этих занятиях готовят к школе. Если родители желают еще что-то, они могут отдать ребенка в кружки при заведениях внешкольного образования или договориться в садике. Но здесь учат тому элементарному, что будет нужно в школе.

- Сколько детей в группе?

- Около пятнадцати человек.

- Когда проходят занятия и как часто?

- Это решает сама школа. Может, раз в неделю, после уроков, может, по субботам, может, во время каникул.

Можно присмотреться к учителю

- А что дают родителям эти занятия?

- Родители имеют возможность понаблюдать за будущей учительницей: как она ведет урок, как она относится к детям, как дети себя ведут, интересно ли им. Не стоит думать, что во время адаптационных занятий учитель будет стараться, а потом, когда начнется учебный год, будет халатно относиться к своим обязанностям. Обычно родители имеют возможность увидеть и сделать выводы до начала учебного года. Должна вам заметить, что учителям за эту работу дополнительно не платят. Они занимаются с детьми в свое свободное время.   

 - Чем отличаются эти занятия от занятий в группах эстетического воспитания для дошкольников?

- В группах эстетического воспитания учат танцевать, петь, выступать на сцене, рисовать, лепить, занимаются иностранными языками на определенном уровне. Это все очень хорошо, очень красиво. Дети демонстрируют свои таланты. И, возможно, это им потом пригодится в будущей жизни. Но в этих группах к школе не готовят.

- Есть ли в наших спецшколах такие занятия?

- Нет. Думаю, они в них не нуждаются. Чтобы поступить в спецшколу, нужно сдать некоторые экзамены. В эти школы всегда большие конкурсы. И там преподаватели имеют возможность выбирать самых подготовленных. Но очень многие родители отдают детей на адаптационные занятия в обычную школу, чтобы потом поступить в спецшколу. Наш опыт показывает, что здесь очень хорошо готовят детей. Причем – совершенно бесплатно. Стоит заметить, что, набирая детей на адаптационные занятия, школа потом рассчитывает на этих учеников в сентябре. И были случаи, когда узнавали, что ребенок уже учится в спецшколе.   

 Мнение родителей

«Ребятишки потом легче адаптируются в коллективе» 

Ирина, мама первоклассника:

- Мы ходили на эти занятия во время каникул в школе. Это было маленькой репетицией перед школой. Мы купили ранец, тетради, карандаши, альбом и ручку. Занятия начинались в 11 утра. Заканчивались после часа. Было три урока и две перемены. Ребенок со всей ответственностью с утра собирался в школу, терпеливо ждал, пока я соберусь, чтобы отвести его. В первые дни на переменах он все время проверял, жду ли я в коридоре. Потом уже мама ему совсем не была нужна. Думаю, Саше больше нравились перемены. Мальчики бегали, шумели. Адаптация к школе прошла успешно.

Оксана, мама будущей первоклассницы:

- Мы только начнем ходить на такие занятия. В нашей школе было решено проводить их с марта, когда потеплеет и когда световой день будет дольше. Хотя мои знакомые уже начнут ходить с февраля. Но у них раз в неделю, а у нас будет дважды в неделю. Кажется, наша Оксанка еще не понимает, что в этом году она станет школьницей. Больше волнуюсь я, а не она. Когда мы пришли, чтобы записаться, я так разволновалась, что наделала ошибок в заявлении. Было так стыдно.

Ольга, мама первоклассницы

- Мы ни на какие занятия не ходили. Дочь до последнего летнего дня была в селе у бабушки. Пришли 1 сентября. Сразу стало видно, что дети в классе между собой знакомы. А моя стоит в сторонке. На уроках дети уже были знакомы с требованиями учительницы, да и она знала, что они умеют. А моя первую неделю проревела и к маме просилась. Хотя она бойкая девочка, в селе никого не боялась. Но ничего, первое полугодие проучились. Сейчас, кажется, уже все хорошо, она ничем не отличается от остальных учеников.