Он все время не может взлететь. Неисправность за неисправностью, проблема за проблемой, отсрочка за отсрочкой. Вначале последний запуск космического корабля шаттл в космос был перенесен НАСА с сентября 2010 года на 1 ноября. Затем на третье ноября. Затем на четвертое. Затем на восьмое. Теперь обнаружилась опасная утечка водорода, и старт снова отложили - на месяц. Похоже, «мы теряем его», но особой жалости это не вызывает.
Ни один большой проект в истории космонавтики не был столь провален и столь бесполезен, как проект шаттлов. По громадным бессмысленным затратам проект «Спейс шаттл» можно сравнить лишь с американской лунной миссией, но лунная миссия хотя бы не обманула заказчика в главном: «Вы хотели человека на Луне? Получите!» - нужно это науке или нет… Когда на проект шаттлов просили денег у конгресса США, многоразовость была лишь заявленным способом достижения важных технических целей. Разработчики просили денег, но обещали сделать три важные вещи: себестоимость запуска при использовании многоразового корабля резко снизится; надежность и безопасность полетов возрастет; шаттлы будут способны к регулярным полетам, как самолеты.
В итоге, «как самолеты», они не летают, а требуют длительного ремонта и пересборки в заводских условиях после каждого полета, безопасность выразилась в том, что из пяти машин американцы потеряли две (40% летающего парка), что само по себе катастрофа, а с себестоимостью вышла вообще пренеприятная вещь: полная себестоимость каждого запуска шаттла составляет около миллиарда долларов! Всего на программу затрачено уже свыше 160 миллиардов американских денег. Более грандиозного и более бессмысленного «пропила бабла» не знает вся мировая история науки и техники.
ДЕДУШКА ШАТТЛОВ
Первый шаттл («Колумбия») «сошел со стапеля» в далеком от нас 1979 году и совершил первый полет 12 апреля 1981 года. Он погиб в своем 28-м полете 1 февраля 2003 года - сгорел при входе в атмосферу Земли вместе с экипажем. Все мы могли наблюдать эту катастрофу почти в прямом эфире.
Второй челнок, «Челленджер», был передан НАСА в июле 1982 года. Погиб (взорвался) при своем десятом запуске. Катастрофа развивалась медленно, и специалисты указывают, что если бы челнок был оборудован системой спасения по типу той, что, начиная с 60-х годов, ставится на наш корабль «Союз», то экипаж имел бы все шансы остаться в живых. Но система аварийного спасения экипажа на старте на шаттле не предусмотрена.
Третий шаттл, «Дискавери», стоит сейчас на стартовой площадке и на днях едва избежал взрыва во время процедуры заправки.
Шаттлы «Дискавери» (37 полетов), «Атлантис» (31 полет) и «Индевор» (23 полета) условно исправны и будут списаны в конце этого года. Или раньше, если что-нибудь случится. На роль корабля, завершающего программу шаттлов, НАСА с лета этого года попеременно анонсирует то старейший «Дискавери», то «Индевор», потом снова объявляeт, что полетит «Дискавери», но - попозже, что само по себе говорит о том, что с этим «старым железом» у американцев есть серьезные проблемы. Когда все идет хорошо - так обычно не суетятся.
АМЕРИКАНСКАЯ РУЛЕТКА
Пока примерно каждый пятидесятый запуск шаттла заканчивается катастрофой. Представить себе это можно так: на столе лежат семь револьверов, в одном их них - боевой патрон. Вам предлагают подойти, выбрать любой и нажать на спуск... А дальше - как повезет. Шаттл - это такая американская рулетка, азартная игра семерки космонавтов на жизнь с непредсказуемой машиной, оседлавшей пламя.
Вес полезного груза, доставляемого системой «Спейс-шаттл» на орбиту, составляет мизерные полтора процента от его стартовой массы около 28 тонн, что близко к грузоподъемности такого одноразового носителя, как российский «Протон». Но «Протон» не стоит миллиарды, его запуск обходится заказчику в сумму около 30 миллионов долларов. По экономической эффективности шаттлы проигрывают одноразовому «Протону» конструкции академика Челомея примерно в 30 раз.
P. S.
Что умеет и чего не умеeт космический челнок?
Есть единственная вещь, которую может сделать шаттл, но не может сделать одноразовый аппарат, - снять спутник с орбиты. Скажем, для ремонта и повторного запуска. Теоретически в этом есть смысл, так как спутники весьма дороги. Но воистину космическая себестоимость услуг шаттла привела к тому, что и в этом секторе он потерпел полный провал: никто не заказывает таких услуг. Даже военные. Проще и дешевле запустить новый спутник, чем снимать с орбиты и чинить старый.
Полный провал - только так можно охарактеризовать итоги этой программы. И по вопросам безопасности (четырнадцать погибших астронавтов!), и по себестоимости, и по способности оперативно доставить груз на орбиту шаттл является не прогрессом, а большим шагом назад по сравнению с традиционным одноразовым носителем.
Почему-то никого не удивляет, что бриться одноразовой бритвой гораздо дешевле, чем дорогой многоразовой. Почему-то никого не удивляет, что писать одноразовой ручкой несколько дешевле, чем «Паркером» с золотым пером. Но в 70-х все почему-то ждали от многоразовых шаттлов чуда.
Кажется, к американцам постепенно возвращается здравый смысл. Для запуска экипажей они намереваются использовать российский «Союз», на свой тяжелый носитель ставят движок российского производства, а грузы на МКС будет доставлять российский грузовик «Прогресс».
А что же шаттлы? Как пишет сайт НАСА, после завершения программы шаттлы выставят на продажу. И их можно будет купить всего-то за 30 - 40 миллионов долларов.
Это самый дорогой металлолом в истории человечества.