22 ноября
Загрузить еще

Не всем обязательно равняться на отличников

Не всем обязательно равняться на отличников
Фото: Младшеклассники чаще всего любят учиться - главное, поддержать этот настрой.

«Комсомолка» вместе с педагогом-психологом Татьяной Малютиной разобралась, что делать, чтобы ребенок не возненавидел учебу?  

МЛАДШАЯ ШКОЛА

Ребята из младших классов обычно горят желанием учиться. Главное - поддержать этот настрой.  

- Иногда сталкиваешься с тем, что родители рассказывают о школе примерно так: «Тебя эта училка будет учить? Да она нашего соседа учила - такая дура», - отмечает Татьяна Малютина.  

Родители могут рассказать интересные школьные истории из своего детства. Вспоминать, как было хорошо маме и папе в своих классах. Обязательно надо начинать рассказывать о каждом предмете что-нибудь интригующее и обрывать на самом интересном месте со словами: «А дальше расскажут на уроках». К примеру, читать сказку из программы, но не до конца. Важно, чтобы в ближайшее время это произведение проходили в школе. 

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

В пятом классе начинается самая настоящая «школьная ломка». Ребенок четыре года учился с одним учителем, заходил в один и тот же класс, садился на привычное место за партой. Теперь у него много новых педагогов, каждый из них предъявляет новые требования, да и места тоже лишили. Но мамы и папы ждут от ребенка оценок не ниже, чем в начальной школе. А тут и тройку поначалу несложно схватить.

- Я советую мамам и папам, у которых ребята переходят в среднюю школу, быть готовыми к тому, что успеваемость снизится. И ничего страшного в этом нет, - уточняет психолог.

Есть и такая проблема: зачастую после 4-го класса ребенка отдают в другую школу. Почему-то у родителей бытует четкое убеждение, что вот эта школа сильная в начальной школе, а вот эта дает классное среднее образование. Тогда ученику точно не позавидуешь: помимо новых условий, еще и новый коллектив.

- Если было принято решение о переводе, то родители должны все свои требования и все свои амбиции отложить. Период адаптации длится максимум полгода. В это время надо обязательно каждый вечер проводить вместе с ребенком, делать уроки, обсуждать отношения в классе, тогда ваше чадо будет чувствовать искреннюю заинтересованность. Что касается похвалы и каких-то порицаний, наказаний, то в этот период лучше, чтобы они не были связаны с учебными удачами или неудачами, - советует Малютина.

Важно ребенка принимать таким, какой он есть. И сравнивать достижения его надо не с одноклассником Васей, который отличную оценку получил, а с ним самим. К примеру, посмотреть, какой уровень достижений у него был вчера и чего он достиг сегодня.

Но только этим не обойтись. Придется еще и заинтересовать ученика. 

- Нужно очень хорошо знать интересы подростка. К примеру, выяснить, кем он хочет стать. И объяснить ему: чтобы стать космонавтом, нужны такие-то знания. Рассказать, на какие предметы обратить внимание и почему. И также неплохо растолковать, что эти знания могут быть реально использованы там-то и там-то. Ведь в школе процесс построен таким образом, что учителя просто вкладывают знания, не говоря о том, где они будут применяться, - добавляет педагог-психолог.

СТАРШАЯ ШКОЛА

Со старшеклассниками возникнут самые большие сложности. Они боятся предстоящего ВНО, переживают из-за первой любви, ссорятся с классом, учителями. И тут заставить полюбить школу уже не получится.

- Нужно мотивировать на получение навыков, значимых для будущей профессии. Для начала стоит задать простые вопросы: «Что я могу сделать, чтобы поступить в институт, а затем найти хорошую работу?» Если ребенок затрудняется ответить, можно начинать с более простого: «Что я больше всего ценю в себе и в других людях?» И уже потом переходить к изменению каких-то качеств, черт, что я могу поменять, что я могу изменить, улучшить, от чего зависит мой собственный успех, - разъясняет психолог.

И тут недостаточно ответов только самого ребенка. Важно, чтобы и родитель ответил на них. А потом сесть и вместе сравнить. Но получиться это может только в том случае, если между подростком и родителем доверительные отношения. А если контакт потерян, надо попробовать его восстановить.

- Для этого стоит обращать внимание не только на успехи в школе, но и на межличностные отношения. Старшие классы - это возраст, когда складываются первые романтические пары. Для родителей, как правило, это запретная тема. Подростковый возраст - это тот возраст, когда нужно стать ребенку другом, как можно чаще приглашать в дом друзей, в том числе противоположного пола.  

- Если организовывать такие встречи, не журить ребенка, он будет меньше отвлекаться во время учебного процесса, - уверена специалист. - Да и к тому же хорошо, если он почувствует, что мама с папой на его стороне. И в этом случае, кстати, родителям будет проще решать учебные проблемы.   

Фото Максима ЛЮКОВА и из архива «КП». 

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Пять самых распространенных ошибок родителей 

1. Слишком много строгости

Дети должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Они могут беспрекословно выполнять родительские приказы, когда мама с папой рядом, а оставшись одни, нарушают все правила. Лучше не приказывать, а убеждать и объяснять.  

2. Детей надо баловать

Переизбыток родительской любви и заботы может привести к множеству проблем. Со временем ребенок, с которого сдували пылинки, становится беспомощным и одиноким. Предложите своему чаду самостоятельно выполнять мелкие домашние обязанности. А если у него не получится - вы всегда сможете прийти ему на помощь.  

3. Мой ребенок - вундеркинд

Часто родители пытаются вырастить из ребенка талантливого художника, танцора, музыканта или спортсмена, воплощая в жизнь свои собственные детские мечты. Поэтому, записывая ребенка на всевозможные кружки и секции, не руководствуйтесь только своими вкусами, а поинтересуйтесь предпочтениями своего чада.  

4. Слишком мало ласки

Дети любого возраста хотят получать ласку от родителей, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Поэтому ребенка можно и нужно целовать, обнимать, гладить по голове. Но помните, что слишком много ласки тоже не всегда хорошо: активное проявление чувств может и оттолкнуть чадо.  

5. Мало времени для ребенка

Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, может навсегда закрыть свой внутренний мир для родителей, а в будущем будет делиться самым сокровенным с посторонними людьми. Даже если день расписан по минутам, найдите вечером полчаса, чтобы поговорить с ребенком, узнать, как прошел его день, что его беспокоит. 

- Вот выучу все это и получу зарплату! 

В ТЕМУ

Платить за оценки или нет?

Современные родители часто задаются вопросом, как мотивировать к учебе школьника. Сегодняшним детям не так просто объяснить, что знания, полученные в школе, пригодятся им в будущем. Поэтому некоторые родители все чаще поднимают заинтересованность к учебе денежным поощрением. Мол, получил в школе 10, 11 или 12 баллов - вот тебе премия 10, 11 или 12 гривен. Чтобы оправдать такой не совсем педагогичный метод, папы и мамы проводят аналогию: школа - это твоя работа, если выполняешь ее хорошо - получаешь вознаграждение. Однако такая мотивация к учебе - не самое лучшее решение, уверены психологи.

- Следовало бы ребенку объяснять так: учеба - это твоя обязанность, твой долг, а за исполнение долга зарплату не платят, - говорит детских психолог Елена Коренева. - Если родители платят за хорошие оценки, ребенком движет стремление заработать, а вовсе не тяга к знаниям. Но это не значит, что школьника вовсе не нужно поощрять за успехи. Можно купить подарок, отправить в поездку или на экскурсию, но это не должно стать системой, а сюрпризом, приятным бонусом за приложенные усилия.  

Многие психологи убеждены: «денежные отношения» негативно влияют на детскую и подростковую психику. Невинная игра в юного бизнесмена может стать поводом для жадности вашего чада. Кроме того, родители могут попасть в материальную зависимость от собственного ребенка, если вдруг в семье не будет денег, чтобы «оплатить» его школьные успехи.    

- Правильная мотивация к учебе развивает в ребенке еще и навык прикладывания усилий, - отмечает психолог. - Жизнь - это цепь усилий. Объясните ребенку, что все, что он делает, очень полезно. Просто эта польза бывает видна не сразу. Чем больше усилия, тем лучше результаты для него самого.