Регулярные запуски суборбитальных туристических кораблей, которые планируется начать в ближайшие годы, могут способствовать росту температур на Земле. К такому выводу пришли ученые, разработавшие компьютерную модель влияния выбросов образующейся при неполном сжигании топлива сажи на климат планеты. Статья исследователей принята к печати в журнал Geophysical Research Letters, пишет New Scientist.
Ученые рассчитывали количество сажи, ежегодно выбрасываемое при совершении тысячи суборбитальных полетов в год (приблизительно на такой уровень компании, занимающие космическим туризмом, планируют выйти к 2020 году). Для упрощения модели исследователи принимали, что все корабли выбрасывают сажу над частным космодромом "Америка" (Spaceport America), который строится в штате Нью-Мексико.
В качестве модельного ученые рассматривали космический корабль SpaceShipTwo, разрабатываемый компанией Virgin Galactic. У исследователей не было точных данных относительно количества сажи, выбрасываемой двигателями SpaceShipTwo, однако они приняли (исходя из имеющихся данных по сходным типам двигателей), что при тысяче полетов таких кораблей будет выброшено около 600 тонн сажи. При этом на полюсах повысится температура - в среднем рост составит около 0,2 градуса Цельсия, а зимой в каждом из полушарий будет доходить до 1 градуса. Пока ученые не могут объяснить точный механизм влияния выбросов сажи на климат, передают
В общей сложности, туристические космические корабли (если индустрия выйдет на ожидаемый уровень развития) будут выбрасывать больше сажи, чем гражданские лайнеры. В отличие от самолетов, которые выбрасывают несгоревшие остатки топлива на низких высотах, откуда они "вымываются" с осадками, выбросы суборбитальных кораблей концентрируются на высоте 40 километров и выше, и могут оставаться там до десяти лет.
Коллеги авторов неоднозначно отнеслись к новой работе. По мнению критиков, для того чтобы давать более или менее точные оценки, у ученых недостаточно данных. Не все из разрабатываемых в настоящее время космических кораблей используют твердое топливо, и количество продуктов неполного сгорания может сильно варьировать в зависимости от типа двигателя.