Недавно знакомая рассказала, как чуть не покалечилась в метро.
- Представляешь, вчера едва без ноги не осталась: каблук застрял в ступеньке эскалатора на подъеме. Чуть не затянуло! Слава Богу, какой-то парень быстро эскалатор выключил. Если бы не он, наверняка калекой стала бы! Ну неужели нельзя придумать другую конструкцию ступенек?! - возмущалась она.
Честно говоря, в переделки в метро я попадал и сам. В студенческие годы меня так шарахнуло увесистой дверью на выходе со станции, что даже на ногах не удержался. А ведь просто пропускал дамочку перед собой и не попал в такт движения двери. Бабах - и я на полу! Благо отделался шишкой на лбу, правда, размером с грецкий орех. И подобных случаев масса: кому-то рукав затянуло под поручень эскалатора, кому-то дверями вагона что-то защемило, а некоторые даже умудряются упасть с платформы. Короче, недаром в «Правилах пользования подземкой» сказано: «Метрополитен - пассажирский транспорт, пользование которым связано с повышенной опасностью».
Чтобы свести эту самую опасность на нет, надо знать, в каких местах она нас подстерегает.
ОПАСНОСТЬ № 1: ВХОДНЫЕ ДВЕРИ НА СТАНЦИЯХ
Если не попасть в такт движения двери, можно получить сильный удар, как это случилось со мной. В метро настоятельно рекомендуют: придерживайте двери и не спешите в них проскакивать. Как рассказал «Комсомолке» заместитель начальника метрополитена Валерий Мелещенко, таких случаев фиксируется крайне мало, но бдительность терять не стоит.
- Травм от станционных дверей мы практически не фиксируем, поскольку если кого-то и ударит дверью, то ушибы незначительные и человек за помощью к нашему персоналу не обращается, - говорит он.
ОПАСНОСТЬ № 2: ЭСКАЛАТОР И РЕШЕТКИ В ПОЛУ
Если у вас длинные рукава или какие-то украшения на запястье, следите, чтобы их не затянуло под поручень эскалатора. Женщинам, которые любят обувь на шпильках, всегда надо помнить, что такой каблучок с легкостью может застрять в зубьях ступеньки эскалатора, а также в решетках, которые есть на полу многих станций.
Могут возникнуть проблемы и из-за обуви на шнурках: если они развязались, эскалатор не прочь их «зажевать».
По словам Валерия Мелещенко, львиная доля проблем у пассажиров возникает именно на эскалаторах.
- Всегда старайтесь крепко держаться за поручень, не бегайте по ступенькам и следите за тем, чтобы под поручень не попали элементы одежды. Очень часто приходится останавливать эскалатор из-за того, что кто-то упал или же у человека застрял каблук, - рассказывает замначальника метро, демонстрируя банку с оторванными женскими каблучками: - Вот, полюбуйтесь нашими трофеями! Все из ступенек эскалаторов достали. Хоть к сапожнику неси - шпильки и каблучки на любой вкус, - шутит чиновник. И продолжает: - А о пассажирах, которые хотят подняться из подземки и вскакивают на эскалатор, едущий в противоположную сторону, я вообще умолчу. Мы даже «светофоры» начали ставить. Например, на станции «Политехнический институт» перед эскалатором, который поднимается вверх, горит зеленая лампа. Она означает, что вы выбрали правильный путь и подъемник доставит вас куда нужно, - говорит Валерий Мелещенко.
- Скажите, а делать станции закрытого типа, как, например, в Санкт-Петербурге, не собираетесь? Там край платформы огорожен стеклянным барьером, который открывается только после полной остановки поезда.
- Такие вещи существуют для того, чтобы, в первую очередь, не допустить подтопления станций. Питер же на воде стоит. А у нас такой необходимости нет.
ОПАСНОСТЬ № 3: ПЛАТФОРМА И ВАГОНЫ
Тут угроз больше. Во-первых, с платформы можно упасть на рельсы. Во-вторых, если человек стоит слишком близко к краю перрона, прибывающий поезд может задеть его зеркалом. И в-третьих, при посадке и высадке нога рискует попасть между вагоном и платформой.
Валерий Мелещенко советует не заходить за специальную оградительную линию до прибытия состава.
- Она есть на каждой платформе, и заступать за нее запрещено. Об этом постоянно объявляет дежурный по станции. Когда входите в вагон, смотрите под ноги, чтобы не споткнуться или не застрять ступней между вагоном и платформой. Ну а чтобы вас не прижало дверями, не протискивайтесь внутрь, если машинист предупредил о закрытии дверей, - рассказывает он.
Если же вы, не дай Бог, свалились с перрона, метрополитеновцы советуют лечь в специальную нишу между рельсами и ждать помощи.
- Ни в коем случае не пытайтесь выбраться самостоятельно! Особенно опасно становиться на токопроводный рельс, проходящий под перроном! Многие даже не знают, что по нему пущено электричество в 825 вольт! Хоть рельс и прикрыт кожухом, становиться сверху все равно нельзя: это крайне опасно для жизни. Был случай, когда студент уронил на рельсы мобилку и полез за ней. Хорошо что дежурный по станции увидел и помог парню выбраться, - продолжает Валерий Мелещенко. - А вообще за платформами ведется постоянное видеонаблюдение, благодаря чему удается избежать многих нестандартных ситуаций.
МЕТРО ДЛЯ «СКОРОЙ» - ПРИОРИТЕТ
Если в подземке пассажиру вдруг стало плохо, или он получил травму, ждать приезда медиков долго не придется.
- Метрополитен для «скорой» - это приоритет. Как только от нас поступает звонок, к нам моментально выезжает бригада врачей. Практически на любую станцию «скорая» является за несколько минут, - говорит Мелещенко.
- До приезда медиков необходимую помощь вам окажет любой работник станции. Для этого у нас есть специальные медицинские уголки, - добавляет пресс-секретарь столичного метрополитена Надежда Шумак. - А если человеку стало плохо в вагоне, следует срочно связаться с машинистом, чтобы тот предупредил дежурного по станции, к которой приближается поезд. На платформе вас уже будет ждать помощь. Кнопка связи с машинистом есть в каждом вагоне.
Отдельная тема - инвалиды и метро. Невооруженным взглядом видно, что наша подземка мало приспособлена для передвижения людей с ограниченными возможностями. Но, как утверждает Валерий Мелещенко, специальная инструкция обязывает сотрудников метро помогать таким гражданам добраться до нужной станции.
- Помощь заключается в следующем: человек, скажем, в инвалидной коляске, имеет право попросить работника подземки докатить его до вагона, и тот обязан выполнить эту просьбу. Мало того, он должен узнать, до какой станции едет человек, посадить его в первый вагон и сообщить об этом дежурному той станции, куда направляется инвалид. По прибытию его обязан встретить другой сотрудник метро, который поможет выбраться из подземки, - рассказал чиновник.
|
Фото Марины ВОЛОСЕВИЧ и Людмилы МАРЧУК.
Только цифры
* За одни сутки метро перевозит чуть более 1,6 млн. человек.
* За 9 месяцев 2010 года было зафиксировано свыше 50 различных происшествий. Из них - 22 случая падения на рельсы, два из которых оказались смертельными.
* За III квартал 2010 года травмы в метро получили 19 человек. В прошлом году за тот же период травмировались 12. Чаще всего страдают люди старше 70-ти.
* Пик несчастных случаев приходится на промежуток с 12.00 до 16.30. Львиная доля неприятностей происходит с пассажирами на пересадочных станциях.
ВАЖНО
Главное - не зевать!
В метрополитене уверяют: все несчастные случаи происходят исключительно по вине пассажиров.
- На моей памяти не бывало таких ситуаций, когда бы кто-то травмировался по нашей вине. Как правило, люди страдают или из-за собственной невнимательности или, будучи подшофе. Если человек станет стопроцентно соблюдать «Правила пользования подземкой», мы гарантируем ему полную безопасность, - утверждает заместитель руководителя предприятия Валерий Мелещенко.