22 ноября
Загрузить еще

Заставляем работодателей выстроиться в очередь

Заставляем работодателей выстроиться в очередь
Фото: - Беру пример с Юлия Цезаря!

Если одни ищут сотрудников, прекрасных умом, сердцем, одеждой и душой, то другие заявляют, что им нужен не человек, который «приятен во всех отношениях», а профессионал, соответствующий должностным требованиям. Так какой же он, идеальный сотрудник?  

МЕЧТА НАЧАЛЬНИКА

Время от времени кадровые и рекрутинговые агентства проводят различные опросы, желая определиться с основными характеристиками идеального сотрудника с точки зрения работодателя. И надо сказать, что последние на требования не скупятся!

Итак, по мнению больших и малых начальников, идеальный сотрудник должен обладать следующими качествами: 

* исполнительность,

* аккуратность,

* точность,

* пунктуальность,

* профессионализм,

* результативность,

* креативность и постоянное генерирование полезных идей,

* четкое понимание задач,

* высокая производительность труда,

* выполнение поставленных задач раньше установленных сроков,

* лояльность к работодателю,

* порядочность,

* желание освоить смежные профессии,

* соблюдение дресс-кода.

Кроме того, работодатели были бы совсем не против, если бы сотрудники всегда много работали, в том числе и в выходные, приходили рано, а уходили поздно, не отвлекались на обед и - самое главное! - работали «за идею», не надеясь ни на бонусы, ни на премии.  

НЕ СТОИТ ТРЕБОВАТЬ ЛИШНЕГО

Общая тенденция на рынке такова: работодатель пытается нанять самого лучшего специалиста и при этом максимально сэкономить на зарплате. Однако опытные кадровики советуют не требовать от кандидата того, что не является важным именно для данной компании. Не секрет, что наряду с действительно важными требованиями работодатель в погоне за «самым лучшим работником» нередко выдвигает не совсем значительные, а порой и совершенно ненужные условия (см. «КП» от 06.08.2010). Согласитесь, что для большинства должностей не имеют значения пол, возраст, знание иностранных языков, а значит, требовать нужно только то, что действительно хочет «купить» работодатель - опыт и желание работать.

- Нередко работодателя интересуют личностные качества потенциального сотрудника: воспитанность, уважительное отношение к окружающим, позитивный настрой, умение слушать и ясно выражать свои мысли и многие другие, - говорит психолог Оксана Навроцкая. - Такое желание вполне понятно и объяснимо. Но все же не стоит забывать: чем больше лишних требований, тем меньше шансов получить результат при найме. 

ИДЕАЛЬНЫЙ СОТРУДНИК - ТОЛЬКО ДЛЯ ИДЕАЛЬНОЙ КОМПАНИИ

- Есть такая старая рекрутерская поговорка: человек приходит в компанию, а уходит от руководителя. И я бы не говорил об идеальном работнике для конкретной компании, поскольку здесь имеют место взаимоотношения между людьми, которые в любом случае субъективны, - говорит управляющий партнер рекрутинговой компании SM Consulting Сергей Марченко.

По словам эксперта, каждый руководитель мечтает об идеальном сотруднике, и работа по их поиску обычно возлагается на рекрутеров.

- Ставя задачу найти «идеального работника», наши клиенты дают его описание: ориентированность не на процесс, а на результат; проактивность (инициативен, сам ищет себе занятие); желание зарабатывать деньги, а не получать их; преданность компании; доскональное знание своего дела; лояльность к руководству и коллегам. Несложно заметить, что большинство этих требований напрямую зависят от самой компании и ее руководства, - говорит Марченко. - Если компания ничем особенным не выделяется среди остальных, то непонятно, с чего это вдруг сотрудник будет ей преданным и при первой же возможности не перейдет на более престижную работу? А если начальник - самодур, а коллеги - завистники, как можно быть к ним лояльным?

Таким образом, делает вывод эксперт, «идеальный сотрудник»  - это состояние не естественное, а приобретенное, которое зависит в равной мере как от самого работника, так и от компании, в которой он работает. Можно привести массу реальных примеров из жизни, как один и тот же человек в одной компании считался идеальным и незаменимым работником - настоящей «звездой», а в другой не проходил даже испытательный срок и увольнялся! Обратный пример, который также многие могли наблюдать, - это успешная замена своего ключевого сотрудника кем-нибудь первым, попавшимся под руку. Такие случаи свидетельствуют о том, что компания - идеальный работодатель с такими бизнес-процессами, которые позволяют любому человеку максимально раскрыть свои таланты, и именно поэтому все ее сотрудники - идеальные. 

Напоследок Сергей Марченко рассказал «Комсомолке» случай из жизни. Как-то один клиент признался ему, что никогда не берет на работу «идеальных сотрудников», а на вопрос «почему?» ответил встречным: а куда этот «идеальный сотрудник» будет расти? 

Главное - не сгореть на работе. 

Фото Максима ЛЮКОВА. Коллаж Людмилы МАРЧУК.  

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Как стать идеальным работником

- Рекрутеры и специалисты по кадрам не первый год задаются вопросом: какие качества наемного работника для работодателя самые главные? Называются разные характеристики, работодатели пишут длинные списки желаемых качеств и… все впустую: идеальных сотрудников от этого больше не становится! - считает психолог Марина Деркач. - На мой взгляд, хороший сотрудник должен обладать тремя основными качества: ответственность, умение работать и - наверное, самое главное! - желание работать. Я убеждена, что ответственность и умение работать могут прийти с опытом, а вот если человек категорически не желает работать, изменить его позицию будет довольно трудно. Неудивительно, что руководитель скорее возьмет на работу желающего, но не умеющего (потому что его можно научить), чем умеющего, но не желающего (потому что заставить желать невозможно). Мне могут возразить, что на то существует мотивация, но все не так просто. Поясню на примере. Если человек хочет купить себе, скажем, автомобиль, то его действительно можно «замотивировать» - высокой зарплатой или льготным кредитованием. Но если он не хочет покупать автомобиль, то заставить его хотеть будет очень сложно.

Если говорить в целом, то сколько руководителей - столько мнений об идеальном сотруднике, и каждому угодить невозможно. И если вы в общих чертах знаете, что нужно вашему настоящему или потенциальному руководителю, но для того, чтобы соответствовать этим требованиям, придется себя «ломать», подумайте: стоит ли вам меняться только для того, чтобы доставить удовольствие своему шефу?

В ТЕМУ

С ними не соскучишься

Международный опыт показывает, что выбор сотрудника при приеме на работу может оказаться таким неудачным, что хуже не бывает! В ходе опроса, проведенного американской компанией Caliper среди руководителей отделов кадров крупных предприятий из разных сфер промышленности, были выявлены самые неудачные новые сотрудники, которых пришлось уволить почти сразу же после приема на работу. Топ-менеджеры поделились информацией о том, что вытворяли новоиспеченные «трудяги»:

* проработав неделю, работник попросил неделю отпуска, чтобы съездить во Флориду, а когда ему отказали, взял больничный и через неделю вернулся с загаром;

* на второй день работы сотрудник был обнаружен спящим в кабинете гендиректора;

* приходил поздно, уходил рано, а потом заявил, что завтра планирует заболеть, так что не придет;

* мгновенно израсходовал $5 тыс. с корпоративной кредитки на личные расходы, которые, кстати, компании так и не удалось вернуть;

* отпросился на похороны матери, которая умерла три года назад;

* в первый рабочий день ушел на обед и не вернулся.