КАК ОЖИВЛЯЮТ ПРОДУКТЫ
Читатель, позвонивший в редакцию «Комсомолки», попросил разобраться: почему внешний вид мяса в супермаркетах не портится даже по истечении нескольких дней?
- Возможно, это мясо обработали окисью углерода, - говорит врач-диетолог Лариса Буткова. - После такой обработки оно длительное время сохраняет отличный вид, даже если уже не первой свежести. Если окраска куска совершенно равномерна и однородна, скорее всего, мясо вымачивали в растворе марганцовки - заодно и неприятный запах устранили. Кстати, проверить это довольно легко: жир после подобной процедуры становится розовым.
Владельцы супермаркетов уменьшают свои издержки, даря продуктам «вторую жизнь». Просроченную сырокопченую колбасу моют и натирают растительным маслом, протухшее мясо вымачивают в уксусе и пускают на заготовки для шашлыка со специями, фарш или полуфабрикаты, а крабовые палочки, кукуруза, горошек, майонез с истекшим сроком годности вполне могут использоваться для изготовления салатов. Наличие гриля в супермаркете - панацея от такой неприятной проблемы, как курица «с душком». И, наконец, сегодня уже мало кого удивишь «новостью», что продавцы переклеивают этикетки. Тем более что зачастую они даже не удосуживаются оторвать старый ценник, а просто клеят новый поверх него.
Совет покупателю: внимательно осматривайте товар и этикетки, не покупайте «блестящую» колбасу, а фарш и салаты готовьте в домашних условиях.
ЦЕННИКИ-ОБМАНЩИКИ
Нередко на ценнике указана более низкая стоимость продукта, чем та, что занесена в память кассового аппарата. При этом у кассира всегда наготове ответ: цены поменяли вчера, а ценники перевесить не успели!
Следующий способ «абсолютно честного обмана» используется для товаров с одинаковыми наименованиями, но разными ценами. В одной коробке сложены, например, сырки в шоколаде от разных производителей (и, кстати, с различными сроками годности) и тут же, перекрывая друг друга, хаотично наклеены ценники со стоимостью, которая нередко отличается вдвое.
Еще один прием заключается в том, что под конкретным товаром располагается ценник от точно такого же товара, но меньшего веса. Например, на полке стоит литровая бутылка кваса, а ценник под ней для бутылки 0,5 л.
Совет покупателю: внимательно читайте информацию на ценнике и сверяйте указанную магазином цену с той, что вам пробивают на кассе. В случае их несовпадения требуйте продать товар по более низкой цене либо вернуть деньги.
РАСФАСОВАННЫЕ ТОВАРЫ ЛУЧШЕ НЕ БРАТЬ
Даже если на упакованном товаре вес указан с точностью до грамма, вас все равно обвесили! Ибо в подавляющем большинстве случаев нарезка взвешивается вместе с упаковкой, что, мягко говоря, нечестно.
Вторая «засада» заключается в том, что при расфасовке нарезки в пластиковый поддон кладут откровенные отходы (вместо рыбы - кожу с чешуей, вместо мяса - сало, вместо сыра - обрезки или сырную стружку), а сверху все это прикрывается вполне приличными кусочками. Фрукты и овощи фасуют по принципу «снизу - гнилые, сверху - кондиционные». Новогодние подарки по окончании зимних праздников потрошатся, расфасовываются в пакеты и выставляются в торговый зал под видом «подарков к 8 Марта», а когда проходит и женский день, конфеты обретают «третью жизнь» уже просто как «конфеты ассорти».
Совет покупателю: старайтесь обходить стороной продукты, расфасованные в супермаркете. Если же весь нужный вам товар магазин предусмотрительно разложили по поддонам, надорвите пленку и посмотрите, что именно вы покупаете.
МОРЕПРОДУКТЫ ВЫМАЧИВАЮТ В ВОДЕ
С помощью воды можно не только смыть плесень и гнилостный налет с продуктов, но и увеличить их вес.
Сахар, который продается «на развес», нередко оставляют на ночь во влажном помещении - он вбирает влагу, и вес увеличивается. Морепродукты имеют свойство залеживаться на прилавке, а залежавшись - усыхают. Поэтому время от времени лотки с морепродуктами опускают на несколько часов в воду, а потом вновь возвращают на витрину - до следующего «усыхания». Минеральной водой очень хорошо разбавлять икру, ведь при этом не только увеличивается вес, но и улучшается внешний вид продукта.
Совет покупателю: икру покупайте в банках, морепродукты, сахар и крупы - в упаковках от производителя.
В МАГАЗИНАХ ЧАЩЕ НАКЛОНЯЙТЕСЬ
Высокое искусство размещения товаров на полках - мерчандайзинг - также работает против покупателей. Весь товар располагается так, чтобы невнимательный покупатель купил все самое дорогое и ненужное. Не секрет, что на переднем плане выставляют товар с истекающим сроком годности, в то время как свежие продукты прячут в глубине полок. Кроме того, специалистам по продажам хорошо известно, что товары, выставленные на полках на уровне глаз (так называемые «золотые» полки), продаются вдвое лучше, чем товары, выставленные на уровне пола, и в полтора раза лучше, чем товары, выставленные на уровне талии! Не удивительно, что на «золотых» полках лежат самые дорогие продукты.
- В супермаркетах применяются и другие научно разработанные приемы, вынуждающие людей приобретать больше ненужных товаров, - говорит независимый эксперт по розничной торговле Андрей Куценко. - Чтобы покупатель подольше походил по торговому залу, основные группы повседневных товаров - хлеб, мясо и «молочка» - чаще всего располагаются в противоположных углах. Причем, чтобы купить только хлеб, нужно «намотать» по залу десятки метров. Расчет прост: походит иной покупатель по залу под приятную музыку - глядишь, чего-то еще купит.
Совет покупателю: при поиске свежего товара по приемлемым ценам не ленитесь наклоняться, становиться на цыпочки и пробираться к самым дальним стеллажам и полкам.
Рисунок Олега ЛОКТЕВА.