С одной стороны, вроде бы учиться помогает, с другой - затягивает неокрепшие умы в бездонный мир Интернета и игр. Что тут делать?
Младшие классы
Тут в общем-то все понятно. В таком возрасте продолжительность работы за компьютером папа с мамой могут контролировать. А пользы от электронного учителя может быть множество: созданы сотни ярких, остроумных, развивающих программ. Хоть рисуй, хоть иностранный язык учи, хоть примерчики вместе с забавными обезьянками решай.
Для младших классов подойдет, конечно же, десктоп, то есть обычный настольный компьютер не самой выдающейся мощности - обучающие программы не особо взыскательны к системе. Главное на этом этапе - хороший монитор, чтобы сразу же не посадить зрение малыша. В принципе подойдет любой ЖК-монитор, выпущенный в последние 2 - 3 года более-менее известным брендом. Все они сертифицированы и соответствуют самым современным стандартам безопасности - и по излучению, и даже по качеству пластика, в который вставлен экран.
Средние классы
Тут ничего не поделаешь - нужна машина помощнее. Как правило, отпрыски ее выпрашивают, ссылаясь на то, что нужно делать презентации, работать с фото и вообще «тормозит старый комп страшно». На самом деле презентация тоже не требует особо мощной системы. Просто в этом возрасте почти все современные мальчишки и девчонки повально играют в стрелялки, в стратегии и вообще черт-те во что. Как быть? Обойтись без компьютера? Чадо будет сбегать к друзьям или в компьютерный клуб. Потому что если он не посвящен в новинки электронного мира, что же он будет обсуждать с приятелями на переменках?
Как не ущемить школьника, но в то же время не дать в нем прорасти игроману? Выход, на мой взгляд, может быть такой: обзавестись не мощным компьютером с самым последним процессором и навороченной видеокартой, а неттопом. Это такие не слишком мощные, но вполне современные настольные системы. Построены они на базе процессоров, разработанных для мобильных компьютеров. А значит, не очень мощны. При этом справляются с небольшими объемами графики и вполне прилично проигрывают видео.
Компьютер, выходит, есть. Все необходимые школьные задания выполнять на нем можно (и играть тоже). Но особо крутые и динамичные игры на нем вряд ли пойдут.
Но опять же главное - контролировать время, которое проводит ученик перед экраном.
Старшие классы
Ох, тут уже может развернуться целая война за компьютерную мощь. Не поддавайтесь! Логичнее всего в старших классах обзавестись переносным компьютером. Но опять же не крутым ноутбуком, а современным простеньким нетбуком. Это такая машинка с диагональю экрана до 10 - 11 дюймов. Такие машины стоят сейчас от 3 тысяч гривен. Их силы вполне хватает на то, чтобы на них можно было конспектировать урок, выполнять исследовательскую работу или писать реферат. Они занимают совсем немного места в сумке. Очень быстро и надежно подхватывают Интернет.
В общем, это как раз то, что может пригодиться продвинутому школьнику. Но опять же в очень мощные игры на нем не поиграешь.
А где взять софт
Современная техника - дело хорошее. Но вот стоит ли ее начинять пиратскими программами? В последнее время разработчики софта внимательно следят за мошенниками, придумывая целую систему бонусов для тех, кто пользуется легальными приложениями. Появляются программы «комплексные», в которые включено все, что нужно учащемуся люду. Вот пример - недавно вышедший пакет программ Microsoft Office 2010. В нем множество новшеств. Начиная от возможности работать с документами со смартфона и заканчивая способностью одновременной работы над текстом целым авторским коллективом - причем каждый за своим компьютером. Здесь можно легко создать и презентации, и доклады, и таблицы. А на сервере Microsoft есть даже шаблоны, которые помогут грамотно составить расписание занятий и отдыха. Скачать их бесплатно можно по адресу: http://office.microsoft.com/ru-ru/templates/CT010370965.aspx
ВАЖНО
Не забывайте делать зарядку для глаз
Всем известно, что работа за компьютером не лучшим образом сказывается на зрении, особенно - на детском. Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Предлагаем вам несколько простых упражнений:
* Cидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза!
* Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
* Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
* Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
* Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
ЗВОНОК ПСИХОЛОГУ
- В идеале ребенку до 8 лет вообще незачем садиться за компьютер, - говорит психолог Наталья ВОЛОШИНА. - Если вы все-таки разрешаете первокласснику работать за ним, внимательно следите за временем. Один «сеанс» не должен превышать 10 минут. И дело не только в зрении и зависимости от компьютерных игрушек, которыми уже страдают тысячи детей. Общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный стресс.
Многочисленные исследования подтверждают: беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте работы ребенка на компьютере. Лучше этого не дожидаться.
ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ
* Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.
* В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.
* До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
* Считается, что многие растения, особенно кактусы, помогают уменьшить негативное влияние компьютера.
* Не забывайте постоянно проветривать комнату, в которой ребенок работает за компьютером.
КСТАТИ
По данным американских психологов, даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше.