Из аэропорта «Борисполь», доставленную на президентском самолете картину, везли по дорогам Киева как самое большое достояние республики – машину сопровождала ГАИ и охранял «Беркут». И пока картину не передадут реставраторам, только милиционеры будут иметь доступ к полотну.
Огромная картонная коробка, лежащая на столе министра Анатолия Могилева, привлекала всеобщее внимание. Ее щупали, к ней принюхивались, ее терли почти все присутствующие в зале дежурной части МВД. Но больше всего интересовал вопрос, а увидим ли мы картину. Кто–то из милиционеров категорично заявил: «Распаковывать не будем! Она в специальном контейнере, за который 30 тысяч евро заплатили!». Ситуацию «разрулил» заместитель министра Василий Фаринник.
- Кто вам сказал, что упаковка стоит 30 тысяч евро? – возмутился Василий Иванович. – Да это наверное пошутили, а вы поверили. И тут же взялся за дело.
Профессионально прощупав упаковку радостно заявил:
- Да она же картонная! Будем вскрывать, несите инструменты!
Как только в его руках оказался нож для резки бумаги, он тут же сделал пробный надрез пленки – получилось:
- При министре раскроем, без него нельзя!
Оказывается так положено, ответственное лицо, привезшее полотно должно передать его следователю, ведущему дело. Картина до окончания следствия не что иное, как вещественное доказательство.
Анатолий Могилев задерживался в Администрации Президента, а всем журналистам не терпелось своими глазами взглянуть на многострадальный шедевр, похищенный из одесского музея. К тому же, из прилагавшихся к картине документов следовало, что размеры ее заметно уменьшились: после того, как полотно вырезали из рамы, его площадь составила 134 х 172 сантиметров. И, по оценкам немецких экспертов, стоимость «Поцелуя иуды» всего 800 тысяч евро, хотя похитители планировали получить за нее 10 миллионов долларов.
Как только появился министр, началась процедура передачи. Следователь Печерского райотдела милиции Киева зачитал постановление выемке картины Микеланджело Нерези да Караваджо «Взятие Христа под стражу» или «Поцелуя Иуды» у министра, чем вызвал его улыбку. И тут же закипела работа по освобождению картины из картона и многочисленных пленок.
- А кто упаковывал и почему так дорого – 30 тысяч евро?- летят вопросы к министру.
- Упаковывали бесплатно в галерее специалисты. Они же дали наставления, что перевозить ее надо в горизонтальном положении, не переворачивать, а то краска осыпется. Самые проблемные зоны они заклеили.
- А вы уверены, что там тот самый Караваджо?
- А это мы узнаем только после заключения экспертов, которые должны сопоставить края с теми, что остались в раме, и провести еще ряд необходимых мероприятий. Хотя мы и так уверены, что это тот самый Караваджо.
Наконец-то с картины сняли последнюю «вуаль».
- Мы все стали свидетелями исторического события – возвращения картины, - высказался Анатолий Могилев.
Сердце сжалось, не так от слов министра, сколько от увиденного – картина действительно в ужасном состоянии. Продольные и поперечные полосы без краски, а наклеенные на полотне белые полоски, выглядят словно залепленные пластырем раны.
- Да, над ней предстоит поработать реставраторам, - подметил министр.- Мы обсудили с немецкой стороной вопрос реставрации и пришли к выводу, что лучше это сделать в Украине. Я передам советы немецких специалистов нашим, но это будет намного позже, а пока картина будет лежать у нас в МВД. Потом мы определимся с местом ее дальнейшего хранения и передадим реставраторам. А в одесский музей, из которого Караваджо был похищен, он вернется лишь после того, как музее установят надежную охрану.
Что же касается передачи Украине двух задержанных в Германии похитителей картины, процесс затягивает то, что преступники попросили у немецких властей политическое убежище. Но, как считает Анатолий Могилев, правительство Ангелы Меркель вряд ли пойдет им на встречу.
После оформления протокола и подписания всех необходимых бумаг, корреспондент «КП» не удержалась от вопроса о художественных пристрастиях самого министра МВД.
- Анатолий Владимирович, признайтесь, работы каких художников вам нравятся, кроме, естественно, найденного Караваджо?
- Да пожалуй его тезки, - после недолгой паузы ответил министр. – Микеланджело Буанаротти. И пожалуй, Малевича.