Загрузить еще

Начальник Департамента ГАИ МВД Украины Валерий ЛОЗОВОЙ: «Отменять техосмотр мы не имеем права»

Начальник Департамента ГАИ МВД Украины Валерий ЛОЗОВОЙ: «Отменять техосмотр мы не имеем права»
Фото: Чтобы ответить на все звонки, Валерию Лозовому приходится пользоваться двумя мобильными.

С момента, когда в Департаменте ГАИ Украины появился новый начальник, прошло чуть больше четырех месяцев. «Комсомолка» встретилась с главным гаишником страны, чтобы разузнать, какие новшества ждут отечественных автомобилистов.

«ПОВЫШАТЬ ШТРАФЫ НЕ ПЛАНИРУЕМ»

- Валерий Николаевич, как вы считаете, нужно ли в очередной раз увеличить штрафы? Возможно, стоит, к примеру, привязать сумму штрафа к стоимости автомобиля или зарплате водителя? Ведь для кого-то 300 гривен - это половина зарплаты, а кто-то такие деньги платит за бокал вина в ресторане.

- А как вы себе это представляете? Нарушения равнозначные, а платить по-разному? В Украине привязать штраф к той же зарплате нереально. Ведь потом окажется, что владелец «Порше» вообще нигде не работает.

Приведу пример: в Англии штраф за отсутствие страховки - 15 тысяч фунтов. Больше, чем стоимость некоторых автомобилей. И там никого не интересует, какую зарплату вы получаете. Говорят одно: не имеешь страховки - не выезжай.

Когда я работал в Донецке, ко мне приходили водители с вопросом: а можно я штраф заплачу частями? Так сказать, открою кредит. Или - разрешите через месяц заплатить. Но закон такой рассрочки не предусматривает. Самое интересное, эти люди приезжали ко мне на авто, которые они могут заправить, а вот заплатить штраф - проблема. Я считаю так: не хочешь платить штраф - не нарушай. 

- А что касается повышения штрафов?

- Их нынешний уровень дает положительную статистику с погибшими и травмированными на дороге. И эти цифры постоянно снижаются. Если сейчас увеличить штраф, мы получим проблемы по взысканиям. Поэтому в ближайшее время никаких повышений не планируем.

БЛИЖНИЙ СВЕТ ФАР ДНЕМ УМЕСТЕН НА МАГИСТРАЛЯХ

- Много водителей считают, что нелишним было бы использовать европейский опыт и заставить наших водителей ездить с включенным ближним светом фар. Что вы думаете по этому поводу?

- Возможно, скоро и мы придем к этому. Включенный свет фар я бы рекомендовал ввести на магистралях между населенными пунктами. При обгоне не всегда водитель может заметить, что навстречу движется машина. Ближний свет подскажет не только расстояние до автомобиля, но и в некоторых случаях его наличие на полосе. Когда на улице сумерки, авто порой вообще сливается с асфальтом. А вот в населенных пунктах, думаю, это не так актуально.

Кстати, на нашем сайте размещены предложения по новой редакции Правил дорожного движения. К примеру, мы предлагаем убрать талон нарушений, усовершенствовать правила оформления ДТП (европротокол) и т.д. Вот там есть пункт и о ближнем свете. Процедуру рассмотрения предложений и изменений в ПДД планируем завершить через 2-3 месяца. Ну а саму редакцию Правил дорожного движения должен утвердить Кабинет министров. 

- Нужно ли запретить тонированные стекла? Уже несколько лет ведутся разговоры о запрете тонировки, но даже машины ГАИ почему-то сами ездят с темными окнами.

- Все должно соответствовать стандарту. Если стандарт допускает соответствующую тонировку, почему бы и нет? Ведь есть заводская тонировка, которую делают прямо на автозаводах. Что же делать в таком случае: менять стекла? Мы будем отслеживать этот вопрос во время проведения техосмотра. Первые лаборатории, которые занимались проверкой технического состояния автомобилей, имели минимальное оборудование. Сегодня, чтобы получить лицензию, лабораториям предъявляем новые требования. Год-два - и мы надеемся, что на каждой станции установят приборы для проверки светопропускания стекол. Это будет обязательным требованием.

Что касается автомобилей ГАИ, они раз в год проходят технический осмотр. Исключений для них нет, повторюсь: все должно соответствовать стандарту - будь то автомобиль ГАИ или машина простого гражданина. 

- Не секрет, что техосмотр, особенно в регионах, превратился в настоящее выкачивание денег. Как вы считаете, не пришло ли время его вовсе отменить? 

- Начнем с того, что за границей люди в основном ездят на авто лет пять, затем машину меняют на новую. А у нас возраст некоторых автомобилей доходит до 50 лет! Потому в Украине хотя бы раз в два года необходимо осматривать автомобили. Кстати, техсостояние машин ГАИ уже не проверяет - мы отдали эту функцию частным фирмам. 

Сегодня нас больше интересует здоровье водителя, потому мы требуем медицинскую справку. Смотрим, нет ли за водителем задолженности по оплате штрафов. Мы обязаны сравнить соответствие регистрации авто, номеров агрегатов, проверить, не значится ли авто в угоне или аресте, и т.д. Потому отменять технический осмотр мы не имеем права. 

Кроме того, чтобы исключить возможные злоупотребления при прохождении ТО, уже в ближайшее время установим на каждой станции диагностики видеокамеры. Чтобы у нас больше не было случаев, когда ТО проходят несуществующие автомобили. 

«Я ПРОТИВ БЕСПРИЧИННЫХ ОСТАНОВОК»

- Как вы относитесь к беспричинным остановкам сотрудниками машин для проверки? 

- Я против беспричинных остановок. Это прописано в наших нормативных актах. В то же время на автомагистралях остановить и проверить хотя бы физическое состояние водителя иногда бывает нелишним - чтобы определить, может ли человек безопасно вести свою машину или ему нужно отдохнуть.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы возобновить некоторые посты ГАИ, оборудовать их местами отдыха. При этом мы не говорим, что будем штрафовать уставших, это  профилактические меры. Ведь бывают случаи, когда аварии случаются на ровном месте на совершенно пустых дорогах. Машина просто плавно съезжает в кювет. Это явный признак, что водитель заснул за рулем.

Приведу такой пример: я ехал на автобусе в Венгрию, вдруг чувствую, он плавно начинает уходить на встречную полосу. Мы бросились к водителю, тут же остановились. Как только начали ехать, водитель снова плавно начал съезжать в кювет. Мы опять остановились. На этот раз все вышли и дали водителю поспать минут 40. Потом сделали ему кофе и поехали дальше. Хорошо, что все обошлось, а ведь могло быть по-другому. 

Раньше на постах останавливали каждую машину, которая ехала ночью. Это не говорит о том, что у водителей что-то вымогали. Еще раз повторюсь: это профилактическая остановка. 

- В больших городах ГАИ столкнулась с проблемой, когда водители где попало бросают свои машины. При этом инспектор не имеет права их эвакуировать. Планируются ли какие-то изменения в законодательство по этому поводу?

- Чтобы побороть эту практику, нужно рассматривать вопрос о штрафных квитанциях под лобовое стекло, как это делается за границей. Ведь сегодня, чтобы наказать нарушителя, инспектор может дежурить возле такой машины всю смену. В то же время водитель, увидев работника ГАИ, вряд ли подойдет к своему авто. Вопрос парковки очень серьезный, и здесь нужны законодательные решения. Но, с другой стороны, чтобы принимать меры, нужно сначала создать водителям условия для парковки.

Что касается эвакуации, здесь необходимо определить четкие рамки. К примеру, если авто перекрывает движение, в этом случае его убрать можно, даже нужно. А вот если водитель поставил свою машину под знаком или на пешеходном переходе, здесь только административная ответственность. 

Немного о личном

- Вы помните ваш первый автомобиль и на какой машине ездите сейчас?

- Конечно, помню, это «Москвич-412» ижевской сборки. Я купил его в конце 80-х. Теперь у меня «Рено Лагуна». Но сейчас, как правило, пользуюсь служебным автомобилем.

- Вас гаишники останавливают?

- Конечно, останавливают. Я же езжу по дорогам.

- Нарушаете?

- Нет, зачем? Меня жена контролирует (улыбается), чтобы я не нарушал. Каждый раз, когда мы выезжаем, она пристегивает меня ремнем, контролирует скорость, чтобы я не превышал. Но это было, когда я работал в Донецке. Сейчас я за рулем практически не езжу. Уже два месяца дома не был. Я бы с удовольствием покатался, но с 7 утра каждый день на работе.

По работе главный гаишник Украины ездит на служебной Toyota Camry, а в личном пользовании - скромный Renault Laguna.