ДАВНО записан у меня рассказ полярного летчика: «Потерпел я житейскую катастрофу, не знал, куда себя деть, и решил уехать «лечиться» на Север. Работа нашлась - стал летать на двукрылом «Антоне». Нашлись новые друзья. Но особенно хорошо сошлись мы с бездомным псом, жившим среди летчиков. Это была типично аэродромная собака - ко всем ластилась, всем заглядывала в глаза. А у меня с этим псом вышла дружба, обычная между собакой и человеком. Пес перебрался жить в мою клетушку в поселке, всюду меня сопровождал - видно, тоже чувствовал мою одинокую неприкаянность. Он тосковал, когда меня не было на аэродроме. И ждал. Хорошо различал звуки мотора моего самолета и стремительно бежал к полосе. Я выходил из кабины, он же, поднимаясь на задние лапы, старался облизать мне лицо и руки. Кто знает собак, понимает: это высшее выражение привязанности. Слух у моего друга был изумительный. Когда собирались гости и заводили патефон, пес скребся в дверь, чтобы его впустили. Музыку он в отличие от нашей шумной компании слушал молча, сосредоточенно. Но всякий раз, когда ставили пластинку «Валенки» Руслановой, он начинал подвывать. Об этом знал весь поселок. Иногда друзья приходили, чтобы специально послушать патефонный дуэт Руслановой и дрожащее от восторга подвывание собаки.
Однажды, собираясь с геологами на дальний остров в Северном океане, я взял в самолет Тобика. И сразу же пожалел. Многие звери и птицы плохо переносят тряску, запах бензина и высоту. Тобик был из этой породы. Он сразу лег, взмок, его стало рвать. Когда сели на остров, он пулей выскочил из самолета и тут же исчез.
С неделю мы жили на острове, и ни разу я пса не увидел. Пришел час улетать. Запускаю мотор и жду, не появится ли где-нибудь желанная точка. Двадцать минут гоняли мотор, не поднимались и вдруг видим: со стороны океана летит Тобик. Без принуждений сам прыгнул в открытую дверь «Антона». Я хорошо представлял, чего ему это стоило…»
МНОГИЕ животные используют звук для сигнализации: «Я тут!», «Есть корм!», «Я жду тебя!» и так далее. Но совершенная слуховая система, можно предположить, с радостью воспринимает и просто приятные звуки, а их гармоничное сочетание доставляет даже и удовольствие.
Лесник Ярославской области мне рассказывал, что заметил, как на звуки патефона (это было еще до войны) к сторожке приходил лось. А вот письмо, присланное из Новосибирска. Пишет Р. Л. Андреенко-Полякова: ее брат Вениамин увлекался фотографией и снял гуся, который приходил слушать, когда на поляне пионерского лагеря (1967 г.) располагался поиграть оркестр народных инструментов. Гусь подходил всегда близко к игравшим. Кое-кого из мальчишек этот слушатель заставлял хохотать, но гуся это ничуть не смущало, он был серьезен, сосредоточен.
Вспоминаю волков. Их вой служит средством коммуникации - члены семьи узнают, кто где находится, где надо собраться и не грозит ли откуда опасность. Но, наблюдая с другом моим Георгием Георгиевичем Шубиным за волками, мы заметили: им иногда и просто хотелось «попеть» всей компанией - почувствовать свою общность. Георгий Георгиевич в их стае был как бы высшим авторитетом, и иногда в сумерках он провоцировал стаю на довольно громкий концерт. Начинал он сам. Его поддерживала волчица. И вот уже вся группа - двенадцать зверей - оглашает загон в лесу воем. Иногда на эту «музыку» в соседнем селе отзывались одна-две собаки.
И за медведями замечена страсть к звукам, которые можно назвать приятными. Один охотник рассказывал, как он, не подозревая, с кем может иметь дело, вышел к поляне, привлеченный необычным для леса звуком - словно кто-то дергал отщеп на пеньке сломанной елки. Каково же было его удивленье, когда на опушке спиною к себе он увидел медведя, который сидел в потешной позе и время от времени дергал отщеп, прислушиваясь к упруго гудящим звукам. «Я шел за рябчиками. В патронах была мелкая дробь, и я счел за благо, пятясь, подобру-поздорову удалиться от лесного солиста, который был так увлечен музицированием, что не почувствовал близкого присутствия человека».
В последние годы обнаружено: океанская вода не безмолвна. В ней множеством голосов поют рыбы. И особо заинтересовали ученых песни китов. В некоторых слоях воды звуки морских исполинов распространяются на сотни километров. В звуковой информации, помогающей большим животным ориентироваться в гигантском пространстве, акустические приборы зафиксировали мелодичность. Записанные на пленку китовые переклички производят впечатление несколько замедленной симфонической музыки. В Америке появились даже концерты, где использовались голоса живой природы и китов в первую очередь.
Многие из животных чувствуют гармонию звуков и явно испытывают удовольствие, услышав музыку.
У нас такой опыт был тоже. В Харьковской филармонии держали хор канареек, который был натренирован исполнять свои партии в сложном оркестре, включаясь и замолкая в нужных местах.
ИСТОКИ эстетического интереса животных к музыке определяются двумя факторами: обилием самых различных звуков в природе и отличным слухом, играющим огромную роль в жизни животных. Естественно предположить, что при огромной восприимчивости звуков могут и для животных сложиться доставляющие удовольствие их сочетания. Киньте камешек на тонкий, недавно образовавшийся на пруду лед, и вы услышите череду замирающих звуков: тек-тек-тек… Вот он, первый урок звуковой радости.
А как развито чутье и как приятны сочетания песенных звуков у птиц! Иногда в их монотонных криках мелодии нет - только ритмика звуков: «Ку-ку!», «Крэкс-крэкс» (коростель), «Спать пора!» (перепелка). Даже барабанная дробь дятла по дереву заставляет остановиться и прислушаться с радостью. А взять певцов настоящих - соловьев, канареек, варакушек, жаворонков. В их пении заключена сигнализация для себе подобных. Но не только. В тонком рисунке песни, в ее силе закодирована информация, дающая самке представление о жизнеспособности возможного избранника, которую она ночью да еще и в ветках деревьев видеть не может. Звуки птичьего пения нас чаруют. Но ведь они изначально предназначены не для человеческого уха. Их должен услышать спутник жизни. Отчего ж не подумать, что песня и у него вызывает чувство, сходное с человеческим, - чувство радости.
ЗВУКАМИ можно управлять поведением животных и человека. Посмотрите, как преображается строй, когда командир видит, что солдат надо ободрить песней. Издавна звуки трубы будили отвагу в сердце солдата. В Первую мировую войну англичане наступали под звуки волынки, и артиллерия неприятеля, зная зовущую силу музыкальных звуков, по волынщикам била в первую очередь. Соединения конницы в Гражданскую войну после революции ходили в атаку под звуки оркестра.
В коровнике хорошая спокойная музыка благотворно действует на животных. Ученые американского города Мадисона проводили интересные опыты. Коровы, которым давали слушать спокойную, мелодичную музыку, на десять процентов увеличивали надои молока. Результат был обратным, если животных в стойле «услаждали» современным роком. Такая музыка вызывала у коров сильный стресс, агрессивность.
Замечены и явления необычные, пока что необъяснимые. Недавно, пишут, фермерша штата Нью-Йорк, созывая людей на обед с помощью охотничьего рожка, заметила: с кленов дождем посыпались гусеницы. Неожиданное явление решили проверить во фруктовом саду, также атакованном гусеницами. Результат повторился. Об этом открытии известили сельскохозяйственную академию США. Но пока что не ясно, почему цепенеют и падают с веток столь несложно устроенные существа.
Одно несомненно: ритмика и гармония звуков способны воодушевить, заставить испытать наслаждение или повергнуть в транс не только человека. Все, имеющие уши, слышат. Все, живущие в мире звуков, так или иначе на них реагируют. А некоторым они доставляют удовольствие.