21 ноября
Загрузить еще

Как не впасть в ажиотаж в период летних распродаж

Как не впасть в ажиотаж в период летних распродаж
Фото: Потратила всю зарплату,?зато как сэкономила!

Знакомая история: вроде бы ничего не нужно, но, когда видишь объявления  «Скидка до 70%» или «Вторая пара туфель - бесплатно!», руки так и тянутся к кошельку. А самое обидное, что большая часть покупок, сделанных под влиянием волшебного слова «распродажа», в действительности оказывается ненужной…

ЗОНА ЗАРАЖЕНИЯ

Лето в разгаре, и от «супервыгодных» предложений рябит в глазах. Причем все прекрасно знают, что магазины специально завышают цены, чтобы скидка выглядела повнушительнее. Однако, услышав о долгожданной распродаже, среднестатистический потребитель радостно вытаскивает припасенную заначку, берет ноги в руки и несется по магазинам!

В США и Европе смертельные исходы от сезонных распродаж стали уже ужасающей  традицией. Люди давят друг друга в толпе и даже стреляют, пытаясь завладеть вожделенной вещью. Наши соотечественники ведут себя более спокойно, хотя инциденты случаются. И, как показывает практика, в борьбе за понравившуюся вещь более агрессивными оказываются женщины.

- Как-то две девушки так тянули на себя кофточку, что та треснула по швам. Покупательницы легко переходят на оскорбления, а один раз в нашем магазине случилась самая настоящая драка! Две женщины, не поделившие костюм, сначала громко кричали, а потом вцепились друг другу в волосы. Правда, костюм в итоге так и не купили, - рассказала Оксана, продавец одного из столичных бутиков.

Кстати, по ее словам, ни продавцы-консультанты, ни охрана магазина не готовы разнимать разъяренных покупателей и предпочитают делать вид, что не замечают скандала, до тех пор, пока это возможно. 

- В психологии существует такое понятие, как «заражение». В толпе люди «заражаются» друг от друга особым состоянием, эмоциональными посылами, идеями, - разъясняет неадекватное поведение покупателей вице-президент НПЦ «Дианализ» психолог Виктория Егорова. - Не следует забывать и о рекламе, ведь еще задолго до начала распродаж потребителям рассказывают, как это здорово. В итоге покупатель уже не в силах справиться с собственными эмоциями. И чем больше скопление людей, тем сильнее они накаляют всеобщий покупательский психоз. 

ЧЕМ НАС ЗАМАНИВАЮТ

Магазины используют массу уловок, чтобы покупательский ажиотаж не затухал.

* Две вещи по цене одной! «Купите футболку и вторую получите бесплатно!», «Купите два ершика для унитаза и получите третий в подарок!» Звучит весьма заманчиво, даже если вторая вещь, а тем более третья, вам совершенно ни к чему. Впрочем, как правило, в этот момент приходит спасительная мысль: «Подарю сестре» (подруге, маме, дочери) - и выбор делается в пользу покупки.

Учимся критически мыслить: на самом деле фразы «две вещи по цене одной», «вторая пара обуви - бесплатно!» и т.д. на общечеловеческий язык переводится как «скидка 50% на все барахло».

* Двойные ценники. Демонстративное перечеркивание старой цены и криво написанная новая притягивают сильнее магнита. Покупателю предлагают «почувствовать разницу» - и он ее чувствует, да еще как! Если же перечеркнуть ценник два, три, а то и четыре раза, желание совершить «выгодную покупку» возрастает еще больше.

Учимся критически мыслить: если вас не обманули и цена действительно снижалась пять раз, подумайте, сколько времени эта вещь лежит в магазине и почему ее до сих пор так никто и не купил?

* Ограниченное предложение. «Скидки только до 25 июля!», «Магазин закрывается!», «Последний день распродажи, торопитесь!». И вы действительно начинаете торопиться, ведь завтра будет поздно.

Учимся критически мыслить: вспомните, сколько раз только в этом году «закрывался» этот магазин, как долго висит объявление о «последнем дне», - и передохните. Скидки никуда не денутся и наверняка с 26 июля станут еще больше. 

* «Все по 99 гривен!» А иногда даже - «Все по 30 грн.» или, например, «Все по 15 грн.». Покупатель заходит в магазин и, разумеется, видит, что далеко не все товары (кстати, чаще всего сваленные в огромную бесформенную кучу) продаются за обещанную на входе цену. Тут срабатывает мысль: «Ну все равно же дешево!» - и… Словом, все идет по накатанной.

Учимся критически мыслить: на самом деле весь этот «театр» - тщательно продуманная маркетинговая стратегия, заставляющая покупателя подойти, порыться и что-нибудь купить.

* Скидка 90%! Осознание своей сказочной везучести отодвигает все здравые мысли на второй план: «Вот это повезло так повезло! А ведь могла пойти другой дорогой и не увидеть этот праздник!» Хорошо, если дело ограничится покупкой всего одной вещи…

Учимся критически мыслить. Думаю, вы уже и сами догадались, что снижение цены в 10 раз говорит о беспредельной наценке магазина. Стоит ли говорить, что оставшиеся 10% цены - это и есть истинная стоимость данной вещи, не помноженная на амбиции магазина?

Фото из архива «КП».

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ 

Маленькие хитрости, чтобы не потратить лишнего

Составьте список. Пересмотрите свой гардероб и составьте список необходимых вещей, который и станет главным оружием против соблазна поддаться спонтанному шопингу. Вы должны четко определиться, что вам действительно нужно.

Не покупайте «из вежливости». От настойчивых предложений любезного продавца, который ходит за вами по пятам по всему торговому залу, бывает очень трудно отказаться. Не комплексуйте, избегайте навязанных покупок, а на ласковый вопрос «Чем я могу вам помочь?» смело отвечайте: «Деньгами!» 

Не покупайте «за компанию». Многие, наблюдая ажиотаж в магазине, спешат присоединиться к толпе и «за компанию» накупают кучу лишних вещей. Вместо того чтобы поддаваться всеобщей «покупательской панике», загляните в кошелек, сверьтесь со списком и… вспомните совет мультяшного героя: «Спокойствие, только спокойствие!» 

Изучите цены до распродажи. Этой зимой в одном из столичных торговых центров увидела свитера любимого фасона (с коротким рукавом и высоким воротом) по очень приемлемой цене - 199 грн. Поскольку не смогла определиться с расцветкой, оставила покупку до лучших времен. Через месяц снова попала в этот же ТЦ и увидела на знакомом магазине объявление о распродаже. Правда, «первоначальная цена» немало удивила: на ценнике было указано «300 грн. минус 20%». Таким образом, свитер «со скидкой» оказался на 41 грн. дороже этого же свитера без скидки! 

Оставляйте дома кредитку. В пределах установленного лимита на кредитную карту можно накупить всякой всячины, и это очень удобно. С другой стороны, такие «виртуальные» деньги тратятся на распродажах еще легче и быстрее, чем реальные, поэтому очень легко «переборщить». Так что лучше использовать кредитку только в экстренных случаях.

Не покупайтесь на обещанный подарок. Подаренная вещь станет приятным сюрпризом, только если первую покупку вы делали осознанно и она вам действительно нужна. Нельзя покупать вещь только ради того, чтобы получить «подарок» - бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке!

Откладывайте на завтра. Если во время распродажи что-то приглянулось, но твердой уверенности в целесообразности покупки нет, отложите ее хотя бы до завтра. Возможно, эта вещь не так уж вам и нужна, но, чтобы это понять, требуется время. 

Придирайтесь к вещам. Дешевые вещи зачастую и выглядят дешево, желание их носить быстро пропадает, и они становятся очередной обузой в вашем шкафу. 

Не становитесь жертвой брендов и моды. Не покупайте вещь только потому, что это Prada за полцены. И не берите на распродажах в дорогих магазинах ультрамодные вещи - уже к следующему сезону они безнадежно устареют. Если и приобретать вещь из прошлогодней коллекции, то только «классику», которая всегда актуальна.

 

В ТЕМУ 

Магазины устраивают распродажи, чтобы: 

* больше продать,

* привлечь новых покупателей,

* заинтересовать новой коллекцией,

* убедить покупателя в доступности своего товара,

* избавиться от залежалого товара.