15 ноября
Загрузить еще

Научно доказано: мы ничего не видим даже у себя под носом

Научно доказано: мы ничего не видим даже у себя под носом

Фантастический эксперимент провели ученые. Этот опыт наглядно показал, как наша «зашоренность» мешает нам увидеть даже самые вопиющие по своей экстравагантности явления. Даже такие, как НЛО или «снежный человек», к примеру. Мы так погружены в свои заботы, чтобы способны пропустить самое интересное, происходящее у нас под самым носом.

Группа людей в разных по цвету футболках - белых и коричневых - бросают друг другу мяч. При этом они меняют свое местоположение и соблюдают правило: передают мяч только члену своей команды в одинаковых футболках. Таким образом, ученые добились того, что люди были сосредоточены на выполнении задачи стопроцентно. Прямо таки поглощены своим занятием - с виду абсолютно бессмысленным. Как, впрочем, бессмысленны и большинство других наших дел по жизни.

И вот в самый разгар игры на сцену выходит горилла! Большая, на двух лапах! Она некоторое время ходит между игроками и даже бьет себя кулаком в грудь, и уходит. И ни один(!) человек ее не видит! Сразу приходит в голову первое оправдание: горилла коричневая, то есть в тон футболок одной из команд. Поэтому «белые» ее не воспринимают, как противника. А «коричневые» - как своего члена группы, на которого не стоит обращать внимания, пока у него нет мяча.

Но вот что думает по этому поводу руководитель опыта - профессор психологии Дэниэл Саймонс из американского института Бекмана при Университете Иллинойса. Он уже много лет изучает особенности концентрации внимания, и ныне решил повторить собственный эксперимент десятилетней давности под названием «невидимая горилла». Но поставил несколько иные цели.

- Мой нынешний опыт доказывает, что люди, ожидающие экстраординарных событий в кадре, еще более невнимательны и чаще пропускают параллельно происходящие изменения, чем те, кто ничего не ждет, а просто выполняет условия задания, - объясняет профессор Саймонс.

Новый эксперимент проводился на основе видеофильма, созданного учеными в ходе эксперимента, проведенного в конце 1990-х годов. Тогда, так же, как и сейчас, человек в костюме гориллы не спеша проходил через группу игроков, останавливался среди них и уходил.

Видео было показано студентам Гарвардского университета. Перед просмотром участников эксперимента просили подсчитать количество передач мяча, сделанных людьми в белых футболках. После просмотра ролика студентов спросили о горилле в кадре. Этот вопрос несказанно удивил половину испытуемых, которые сказали, что никого не видели, кроме людей с мячами.

В намеренно повторенном эксперименте ученые рассчитывали на то, что некоторые зрители будут знать, что в какой-то момент на экране появится человек в костюме гориллы. Однако, как выяснилось, этот факт ничем не помог, а наоборот, возможно, помешал участникам эксперимента. Большинство из них пропустило другие изменения, произошедшие в ролике, например: изменение цвета занавеса, расположенного на заднем фоне, с красного на желтый, а также то, что одна из девушек, перебрасывающих друг другу мячи, покинула сцену при появлении гориллы (Я, к своему стыду, ничего этого не заметила. Увидела только гориллу! - С.К.).

Из тех, кто знал, что горилла войдет в кадр, только 17% заметили по крайней мере еще одно изменение. Из тех участников эксперимента, которые не знали о появлении гориллы, видели хотя бы одно изменение 29%.

Выводы профессор Саймонс делает нерадостные:

- Опыт с гориллой вряд ли может научить людей быть более внимательными. Но хотя бы заставит задуматься над особенностями своего восприятия происходящих вокруг событий. Если человек знает, что он не может как следует концентрировать свое внимание, он должен вести себя более осторожно, чтобы избежать негативных последствий. Так, к примеру, таким людям не рекомендуется разговаривать по мобильнику за рулем автомобиля, так как это резко снижает возможность быстрой реакции на неожиданные события.