15 ноября
Загрузить еще

Люди, знающие с детства два языка, умнее одноязычных

Люди, знающие с детства два языка, умнее одноязычных
Фото: Зона активности в мозге при решении задач у билингв и обычных людей. Фото: Universitat Jaume I de Castell

Дети, растущие в двуязычной среде, - их называют билингвы - обладают лучшими познавательными способностями. С раннего детства они учатся распознавать и понимать языки отца и матери, что способствует ускорению их мыслительных процессов. У них по иному, чем у обычных людей, работает мозг. К такому выводу пришли сотрудники Международной высшей школы передовых исследований, расположенной в Триесте, сообщает italia-ru.it .

- Воспитание в двуязычной семье позволяет ребенку быстрее и лучше овладеть такими процессами, как восприятие устной речи, координация движений, переключение внимания с одного предмета на другой, планирование действий, - рассказывает руководитель исследования профессор Сезар Ривера.

Ученые провели эксперимент с участием шести двуязычных и шести одноязычных годовалых детей. Опыт заключался в следующем: детям показывали куклу, которая появлялась то в левой, то в правой части экрана. Ее появлению предшествовало произнесение различных слов. Малыши должны были понять, в какой части экрана появится фигура. Двуязычные дети реагировали быстро и правильно, сразу же устанавливая связь между словом и картинкой. У одноязычных детей задание вызвало затруднения.

В другом эксперименте участвовали две группы студентов-добровольцев, одна из которых состояла из билингв - молодых людей, еще в раннем детстве научившихся говорить на каталонском и испанском, а вторая - из студентов, знающих только испанский. Испытуемым предлагали решить различные задачи, в то же время как активность их мозга отслеживалась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.

Ученые выяснили, что билингвы используют зону в глубине левой части лобных долей мозга (так называемый центр Брока) для решения таких задач, как сортировка объектов по форме или по цвету. У обычных людей, «монолингв», при решении тех же задач работает правая часть.

Специалисты считают, что еще до того, как ребенок-полиглот начнет говорить, он учится отличать материнский и отцовский языки, а также осваивает лингвистические механизмы быстрее, чем одноязычный ребенок. Благодаря постоянной тренировке, его мозг становится гибче, пластичнее. Это не значит, что люди-полиглоты умнее одноязычных, однако они способны быстрее и точнее усваивать новую информацию. Кроме того, это открытие свидетельствует о важности изучения языков в самом раннем возрасте, поскольку это может помочь в улучшении мыслительных способностей.