Формула фашизма. Часть 1. Подробней>>
Сегодня - окончание интервью с автором и первые оценки этой работы, которая касается одной из самых драматичных страниц истории современной Украины.
«НАМ НИКТО НЕ МЕШАЛ»
- Леонид, украинские историки, политики помогали в сборе материала? Или, может быть, мешали? Мне трудно представить беспристрастное отношение к журналисту из России - исследователю образа Бандеры.
- Абсолютно никто не мешал. Напротив, реагировали очень доброжелательно. Все призывали к максимальной объективности. Конечно, они предполагали, что я - небольшой поклонник Степана Андреевича, хотя с желанием разобраться. Но когда я только собирался во Львов, то испытывал, как бы точнее выразиться, больше симпатий к националистическому движению. Уезжал - чувствовал расположения меньше. Сидя в Москве, я ведь чаще думал о том, как жестоко играли с Западной Украиной различные режимы: Польши времен Пилсудского, сталинский, нацистский. Присоединяли, расчленяли, дарили… А когда побывал там, понял: вожди «освободительного» движения достойны своих антиподов. То, что Бандера с Шухевичем - не герои, но преступники, палачи, не вызывает сомнений.
«ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ, ОТКУДА ПОЯВИЛСЯ БАНДЕРА»
- В вашем фильме есть эпизод, снятый немецким хроникером в июне сорок первого года. Львовяне обвязали веревками и тянут вниз огромное белое изваяние Сталина. Диктатор, будто глиняный, распадается на куски, хоть еще миг назад казался монолитом, глыбой. Как думаете, что должно произойти с украинцами, чтобы этих двух новых Героев поставили на место, которое они в действительности заслужили? И реально ли это в принципе?
- Думаю, реально. Но, конечно, не как следствие административных решений. Не насильно. Иначе - замкнутый круг. Перемены могут быть результатом новых, здравых и объемных взглядов на историю, которые должны восторжествовать у вас и у нас. Фильмом я хотел сказать соотечественникам: мы совершенно не представляем себе современную Украину, не понимаем, что у нее глубоко в душе. Ну давайте разберемся, откуда появился Бандера, почему он стал кровавым знаменем мести для многих людей. Давайте вникнем, что происходило в западных областях с осени 39-го по июнь 41-го года, а потом с 44-го по 54-й. Правду скажем! Тогда, мне кажется, у людей там исчезнет чувство, будто они живут в осажденной крепости, в окружении ненавистных завоевателей. Где героями становятся зовущие к убийству - иначе, говорят, свободы не видать. Это ложные поводыри. Надо искать настоящих.
Только нельзя, повторюсь, действовать совково-бандеровскими методами: одни учебники истории сжечь, другие - объявить правильными. Иначе миф о том, что Бандера, Шухевич, Стецько, Коновалец, Кубийович и так дальше были бескорыстными, чистыми патриотами, продолжит существование. Раз запрещают даже упоминание, значит, боятся! И мы опять вернемся на позиции одностороннего восприятия реальности. Хотя, боюсь, при новой власти в Киеве восторжествует именно такая логика.
«МЕНЯ НИКОГДА НЕ ИНТЕРЕСОВАЛА РЕАКЦИЯ НАЧАЛЬСТВА»
- Леонид, есть важный момент, связанный со временем выхода фильма на телеэкраны. Жизнь известного украинского националиста в полной ее обнаженности предстала на экранах перед российским обывателем в конце 2009 года. Отношения с Украиной - хуже некуда, лексика государственных мужей по обе стороны границы пугает откровенным и взаимным желанием боя. Ведь у соседей вновь идет на выборы «оранжевый» президент Виктор Ющенко, идейный наследник Степана Бандеры… Зрительская реакция вам известна?
|
- Да, действительно меня мучило, что кто-то решит - я выполняю заказ, ловлю политическую конъюнктуру. Что моя работа направлена на разжигание вражды. Потому сделал фильм вдвое большим, двухсерийным - специально, чтобы постараться рассказать историю от начала до конца, докопаться до истоков. А отзывы были хорошие - и по рейтингу, и по степени вдумчивости. «Рассекреченную жизнь…» не восприняли как агитку. Наверное, и просветительский эффект оценили. Ведь то, что вам уже давно известно, для нас - неоткрытая страница.
- Вы не в курсе, может быть, Виктор Ющенко или Юлия Тимошенко посмотрели этот фильм? Ведь скачать кино из Интернета никакого труда не составляет.
- Меня никогда не интересовала реакция начальства.
- Тимошенко и Ющенко уже не начальство.
- Все равно не знаю, извините. (Смеемся.)
- А мнение широкой аудитории вам интересно? Допустим, если бы фильм показали на каком-то из украинских каналов…
- Разумеется! Я полагаю, никакого труда не составит договориться с нашей телекомпанией, если кто-то пожелает.
КОМПЕТЕНТНО
Михаил ФРЕНКЕЛЬ, заслуженный журналист Украины, председатель Ассоциации еврейских СМИ Украины: «Мертвые должны дать жить живым»
- Отечественная история в изложении наших конъюнктурщиков, бывших преподавателей с кафедр марксизма-ленинизма, ныне - махровых националистов, выглядит продажной. В советские времена движение бандеровцев они трактовали только отрицательно. При Ющенко сделали разворот на сто восемьдесят градусов и всех, от лидеров ОУН до рядовых вояков, объявили героями. Ни то, ни другое не соответствует истине.
Я говорил об этом два года назад на международной конференции «Украино-еврейские отношения», обращаясь в том числе и к пану Вятровичу из президентского Института национальной памяти. Такие «пируэты» приносят лишь политические осложнения в будущем. Есть довольно жесткое выражение: «Мертвые не дают жить живым». Потому с историей следует обращаться так, чтобы мертвые не преграждали живым дорогу ко взаимопониманию.
Фильм Леонида Млечина - честная попытка честного человека разобраться в том, что происходило в Западной Украине с 20-х годов прошлого столетия. Хоть чувствуется: взгляд из России. А нужен и украинский, подобного масштаба!
До Первой мировой Галиция принадлежала Австро-Венгерской империи. В отличие от Российской, она была либеральной и покровительствовала небольшим этносам. Поддерживала их, не позволяя «раствориться». Именно потому и благоволила украинцам, не то, чтобы в ущерб полякам, но в сравнении с ними, более сильными политически и экономически. Так держали баланс - весьма удачно, считаю. Однако после войны Галиция отошла к Польше. Поляки стали вести себя по отношению к украинцам, мягко сказать, по-иному… Именно это обстоятельство способствовало вызреванию в национальной среде радикального ядра для борьбы с угнетателями, что и привело к созданию ОУН.
В фильме я чуть ли не впервые услышал правильное объяснение: почему Гитлер разрешил Словакии и Хорватии стать независимыми землями, а Украине - нет. Просто две маленькие страны не представляли интереса для рейха, в отличие от наших огромных жизненных пространств, где намеревались расселить представителей нордической расы. Однако если националисты еще в 41-м поняли, что независимость «не светит», почему продолжали сотрудничество с немцами? Млечин не уходит от этого вопроса, который у нас традиционно заминают.
Еще к плюсам фильма отнесу то, что в нем не отрывают деятельность пресловутой украинской вспомогательной полиции от общей картины бандеровского движения. Пропагандисты из команды Ющенко давно смекнули: УПА, образованную в 1943 году, можно преподносить как символ «чистой» борьбы за идею. Карательными акциями против евреев и поляков занимались до того полицаи. УПА действительно в массовых расстрелах не участвовала. Ведь к моменту ее образования потенциальных жертв фактически не осталось…
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Историк Владимир ВЯТРОВИЧ: «Автор слишком односторонне подошел к «украинской теме»
- Владимир, вы восприняли фильм Леонида Млечина как информационную провокацию или как площадку для дискуссии в обществе?
- Вопросы, связанные с личностями такого масштаба, как Бандера и Шухевич, должны обсуждаться исключительно историками. Дискуссия своевременна в любой момент. Но устраивать ее в прямых эфирах, на ток-шоу считаю неверным. Тут не место популизму, тем более сведению современных счетов между оппонентами. Возможен лишь разговор, который опирается на первоисточники, очень точный и бережный по отношению к теме, задевающей чувства огромной аудитории. Увы, дискуссии подобного рода чаще всего используют политики. И вместо поиска правды, какой бы cуровой она ни оказалась, насаждают новые стереотипы.
Думаю, что Степан Бандера и Роман Шухевич, отдавшие жизни за независимость нашего государства, способны объединить Украину, если в процессе разговора не останется ни одной недомолвки или искажения действительности.
О фильме скажу следующее: он меня откровенно разочаровал. В целом Млечину, чьи интересные публикации не раз приходилось читать, не удалось разобраться в сути украинского национально-освободительного движения. Возможно, потому, что он подошел к материалу, опираясь в основном на исторические исследования советского времени, оставляя вне зоны внимания украинские, польские, немецкие документы. И это задало работе односторонний ракурс. Автор брал интервью у бывших представителей органов государственной безопасности, но даже не попробовал обратиться к кому-то из бандеровцев. Тогда бы взгляд на события получился гораздо глубже. Общих замечаний много…
- Давайте хотя бы наиболее серьезные обозначим…
- Ну, например, то, что касается еврейского погрома во Львове 30 июня 1941 года. И немецкие, и советские, и украинские документы свидетельствуют: погром и убийства действительно были. Но нигде нет подтверждений тех фактов, что в акциях были задействованы участники национально-освободительного движения. Тем более что зверства совершались по указанию Бандеры или Шухевича. Я утверждаю, и это отражено в соответствующих документах КГБ: данную версию выдумали спецслужбы СССР в пятидесятых годах. В фильме Млечина выстроена сюжетная линия, абсолютно далекая от реальности. Там идет цитирование немецких источников, но они не подтверждают того, что звучит в авторском комментарии.
Далее. Мы видим кадры из фильма «Владыка Андрей», где идет речь о том, что митрополит Андрей Шептицкий помогал еврейскому населению, спасая, пряча его от погромщиков. Однако снова кинофрагменты перемежаются авторским текстом - мол, все это художественный вымысел. И звучит вывод, что митрополит ничего не сделал для тех, кто просил у него защиты. Хотя и российские, и украинские, и еврейские документальные источники никогда не ставили под сомнение благородную и самоотверженную помощь и владыки Андрея, и других священников греко-католической церкви.
Часто подмена понятий выглядит совершенно в стиле советской пропаганды. На фоне коллаборационистских образований, каким действительно являлась украинская полиция, автор рассказывает о деятельности УПА, украинских повстанцев, которые боролись и против немцев, и против советской власти. По версии Млечина, между ними и полицией никаких различий нет.
О репрессиях со стороны фашистов по отношению Степана Бандеры в фильме упоминается. Но автор считает, что истинной причиной тут стало изменение отношения к повстанцам и к их руководителю: сначала помощь украинцев требовалась, а потом нет. Это слишком примитивная трактовка! Исходя из документов, в том числе и из материалов Нюрнбергского процесса, любой незаангажированный историк сделает вывод: бандеровцы готовили восстание против Третьего рейха, потому был отдан приказ об их уничтожении. Есть и немало совершенно несекретных свидетельств советских партизан - «Бандеровцы бьют немцев». Однако Млечин игнорирует подобные документы.
Ложь о том, что Степан Бандера после концлагеря Заксенхаузен пошел на сотрудничество с гитлеровцами, тоже опровергается немецкими архивными источниками. Бандера заявлял о необходимости дальнейшей борьбы с нацизмом. И это принципиальный момент, который лишь подтверждает стойкость духа проводника и верность идеалам украинской независимости.
- Владимир, как вы считаете, возможен ли показ фильма «Степан Бандера. Рассекреченная жизнь» на украинском телевидении?
- Думаю, возможен - с учетом того, что фильм уже обсуждается в прессе. Со своей стороны я бы хотел поучаствовать в полемике с господином Млечиным, если «Комсомольская правда» организует такую встречу.
Уважаемые читатели! А что вы думаете по этому поводу? Автор статьи Ольга Мусафирова ждет ваших звонков сегодня, 13 мая, с 11 до 12 часов по телефону (44) 205-43-66.