Истоки его берут свое начало в далекие 1970-е годы, когда на базе двух горнорудных трестов и двух рудоуправлений было создано производственное объединение «Кривбасруда», обеспечивавшее около 60% потребности СССР в железной руде. В него входили 24 шахты, завод железобетонных изделий и строительных материалов, автобаза и многое другое, а также управление ж/д транспорта. Уже во времена независимой Украины, перед проведением корпоратизации и последующей приватизации, единый комплекс разделили на две части – «Сухая Балка» и КЖРК. В итоге КЖРК перешла ж/д транспортная система и подъездные пути, обслуживающие шахты, но часть этой собственности (железнодорожные пути, здания и сооружения, стрелочные переводы и др.) оказалась на территории «Сухой Балки».
До поры до времени это обстоятельство не являлось проблемой во взаимоотношениях между двумя предприятиями. Вопрос использования железнодорожных путей регулировался отдельным соглашением, и транспортная инфраструктура использовалась для обеспечения ежедневной хозяйственной деятельности как одних, так и других.
Ситуация изменилась после приобретения в 2007 году «Сухой Балки» российским металлургическим холдингом «ЕВРАЗ». На первых порах «Сухая Балка» и КЖРК еще оставались партнерами в «железнодорожном вопросе» и взаимовыгодно сотрудничали. Больше того, «Сухая Балка» признавала, что на ее территории находится принадлежащее КЖРК имущество, и регулярно требовала за это плату.
Но затем руководство «Сухой Балки» по распоряжению своих хозяев из «ЕВРАЗа» начало создавать собственную систему железнодорожного транспортного обслуживания, исключающую присутствие в ней КЖРК. Причем данное строительство не было согласовано ими ни с одним государственным органом, не получено ни одного разрешения на изменение схемы железнодорожного сообщения и технологической инфраструктуры. Одновременно с этим против КЖРК были начаты, образно говоря, «боевые действия».
Для начала представителям комбината стали активно препятствовать (читай - запрещать) в проведении полного обследования и инвентаризации своего железнодорожного имущества, находящегося на территории «Сухой Балки». Вдобавок были установлены ограждения и заградительные ворота на пути следования железнодорожного транспорта КЖРК. Когда этого показалось мало, развернулась «партизанская война». То «неизвестные лица» порезали более 35 метров рельс действующего пути, и просто чудо, что охрана обнаружила это во время своего очередного обхода, до того как по нему прошел поезд. То во время движения бригаде поезда пришлось применить экстренное торможение, поскольку железнодорожники вовремя заметили, что рельсы завалены обрезками шпал, крупными камнями и ветками деревьев.
Ну а когда межгосударственные отношения Украины и России явно стали налаживаться, в «ЕВРАЗе» это восприняли весьма своеобразно - руководству «Сухой Балки» был отдан приказ перейти в «решительное наступление». Ведь, как известно, наступление применяется в том числе и для уничтожения объектов инфраструктуры противника.
21 апреля «Сухая Балка» совместно с Приднепровской железной дорогой начали усиленный и ускоренный демонтаж тех самых путей и оборудования, которые находятся на территории предприятия, но принадлежат КЖРК. Официально этот беспредел назван «строительством нового примыкания к украинской железной дороге», о чем заявил вице-президент по связям с общественностью «ЕВРАЗа» А.Агуреев. Да-да, тот самый господин Агуреев, который прежде на протяжении нескольких месяцев с завидной регулярностью публично уверял, что никакого строительства не было, нет и не будет. Теперь, как видим, лицемерие закончилось и маски сброшены окончательно.
Небезынтересны и еще два опуса А.Агуреева. «Для реализации данного проекта собраны все необходимые разрешения», - подчеркнул он. Вот только продемонстрировать их руководство «Сухой Балки» категорически отказывается, ссылаясь на коммерческую тайну. Достаточно странно, ведь это не план строительства, не его график, не смета расходов. Совершенно очевидно, что у «Сухой Балки» как не было, так и нет до сих пор ни одного разрешения на свой масштабный «самострой». Зато есть твердое намерение затянуть время и поставить государственные органы перед свершившимся фактом: вот, мол, мы построили новый ж/д путь и всю необходимую инфраструктуру к нему, так что теперь давайте узаконьте все это.
И снова из выступления А.Агуреева: «Мы оперируем лишь тем имуществом, которое находится в нашей собственности». Выходит, мало того что начали незаконное строительство, так еще и решили присвоить чужое имущество, а что не удастся стащить, - уничтожить. Когда же начальник юридического департамента КЖРК С.Литвиненко и несколько работников комбината прибыли на место строительства, чтобы узнать, на каком основании происходит разбор железнодорожных путей, то хрупкую молодую женщину и ее коллег силой вытолкали с территории «Сухой Балки». Причем сделали это сотрудники милиции, которые, как долгое время всех уверяют, - с народом, а не против него. Кстати, экипированы стражи правопорядка были соответствующим образом: в касках, бронежилетах, с автоматами. Теперь неудивительно, что за I квартал 2010 года в Днепропетровской области количество преступлений выросло на 51,7%. Не до того милиции, если над «Сухой Балкой» нависла такая «угроза»!
Следует сказать, что в апреле нынешнего года с «железнодорожным вопросом» у «ЕВРАЗа» не сложилось и у себя на родине. Так, Новокузнецкая транспортная прокуратура возбудила уголовные дела в отношении должностных лиц Западно-Сибирского и Новокузнецкого меткомбинатов, принадлежащих холдингу, по многочисленным фактам нарушения федерального Закона «О железнодорожном транспорте в РФ». Было бы совсем неплохо, чтобы этому примеру последовали и украинские прокурорские работники. Минимум по двум статьям УК Украины - ст.194 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» и ст.125 «Умышленное нанесение легких телесных повреждений» (за «гостеприимство», оказанное представителям КЖРК) - уголовные дела можно открывать смело.
Тем временем отечественные государственные органы бездействуют, милиция Кривого Рога открыто встала на сторону «Сухой Балки», незаконное строительство так и идет, имущество КЖРК (причем не только железнодорожные пути, но и многое другое) продолжает захватываться и растаскиваться «по закромам», а не нужное «Сухой Балке» - складывается на специально отведенной территории, обнесенной забором, где целенаправленно и методично уничтожается. Сумма ущерба, уже нанесенного КЖРК, составляет почти 500 тысяч гривен.
Что тут скажешь - «ЕВРАЗ» перешел в наступление…