12 ноября
Загрузить еще

Леонид СТЕФАНИШИН: «Я научился совмещать баскетбол и церковь»

Леонид СТЕФАНИШИН: «Я научился совмещать баскетбол и церковь»

Стефанишин - личность в баскетболе неординарная. Полтора года назад лидер киевского «Будівельника» и игрок сборной Украины заявил о том, что исчерпал себя в баскетболе и нашел другой путь самореализации, решив полностью сосредоточиться на духовных ценностях. Прошло полтора года и в декабре 2009-го, он все-таки решил вернуться в спорт. И не жалеет об этом.

«ДУМАЛ, БУДЕТ ХУЖЕ»

- Леонид, после ухода вы говорили, что возвращаться в баскетбол даже не думаете. Что же заставило вас изменить решение?

- Ответ очень прост: я невероятно соскучился по любимой игре. В последнее время во мне что-то изменилось. За несколько месяцев до возвращения мысленно уже ставил себя на место игроков: а как бы я сыграл в той или иной ситуации, а что бы я сделал?

Я стараюсь следовать стремлениям своей души. Поэтому и вернулся. Решение принимал самостоятельно, но в нем сыграло роль и постоянное внимание со стороны «Будівельника», который всегда считал меня членом семьи.

- Вы признавались, что простой в полтора года дает о себе знать. Как сейчас оцениваете собственную форму?

- Физически чувствую себя уже намного лучше, ощущаю уверенность. Но все же мне еще нужно вспомнить некоторые тактические моменты. Считаю, я восстановил свои умения процентов на 90. Думал, будет хуже (улыбается).

- С тех пор как вы ушли из «Будівельника», в команде и баскетболе в целом многое изменилось?

- В команде, по сути, изменилось все - начиная от инфраструктуры и заканчивая руководством, причем в лучшую сторону. Я не жалею о том, что было, но сейчас вижу более серьезный подход, более опытных игроков, большинство из которых я знаю, поскольку пересекался с ними раньше. Они прекрасно ко мне отнеслись, причем как наши, так и легионеры. И если пару месяцев назад я еще ощущал какой-то дискомфорт, то сейчас о нем не может быть и речи.

«ДРУЗЬЯ В МОЕМ ПРИСУТСТВИИ МЕНЬШЕ МАТЕРЯТСЯ»

- Как партнеры по команде отнеслись к вашей смене деятельности?

- Они знали о моей моральной позиции еще до ухода. У нас не было ни одного случая, чтобы кто-то пытался меня «потравить», наоборот, поддерживали, интересовались. Общение с друзьями осталось таким же, как и прежде. Все знают, что приглашать меня на бокал пива нет смысла, потому что я не пью. А просто пообщаться, отдохнуть зовут всегда. В общении проблем не возникает, многие даже не чувствуют, что я священник (Алексей является протоиреем в Авто-кефльной украинской церкви, - прим. Ред.), разве что матом при мне стараются выражаться меньше.

- Какой режим строже - священнослужителя или спортивный?

- За эти полтора года я не набрал ни одного килограмма и ни одного не потерял. Поэтому, наверное, режим чем-то схож. Все-таки и в церкви, и в баскетболе есть и физические, и психологические нагрузки.

«ЕСЛИ МЕНЯ ЛЮБЯТ, ПУСТЬ ВОСПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАК ЕСТЬ»

- Как вера помогает вам переживать неудачи? Вы к ним относитесь не так, как другие?

- Я стараюсь воспринимать их философски. Как я уже сказал, стараюсь во всем искать позитив. Безусловно, поражение - это пища для размышлений. Но я знаю, что главное - не упасть духом, ведь жизнь на этом не заканчивается. Точно так же, как важно не возгордиться после побед, а спокойно играть дальше. Хотя, если честно, даже мне не всегда удается отвлечься. Невозможно чем-то заниматься наполовину, баскетболу я отдаюсь на 100 процентов, поэтому порой тяжело справляться с эмоциями, которые тебя переполняют. Бывает, до часу-двух ночи не сплю, думаю, анализирую прошедшую игру.

- Отношения с родными и близкими уже наладились? Вы рассказывали, что в семье у вас нет полного взаимопонимания.

- Почти, но не совсем. Возможно, когда я стану родителем, я тоже буду беспокоиться за своего ребенка. Но мне кажется, мои родные чересчур обо мне пекутся. Мне ведь уже 24 года. Наш мир настолько деградировал, что кого-то «кинуть» или «подставить» считается нормальным, а пойти в церковь и стать священником воспринимается как позор. Таковы стереотипы. Но если меня действительно любят, пусть воспринимают таким, какой я есть.

- Но в баскетбол же вас привели родители...

- Старший брат. Если честно, я не бредил баскетболом, просто пробовал все. Но когда пришел на первую тренировку, понял, что это мое. И первый тренер меня уже никуда не отпустил.

«ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ ЗАЩИЩАТЬ СЕБЯ»

- Как относитесь к повышенному вниманию? Уже привыкли?

- Я вам скажу даже больше. Если бы я был обычным баскетболистом, а мой друг покинул баскетбол и ушел в церковь, а потом вернулся, я бы, наверное, тоже его не понял. Но те люди, которые хорошо меня знают, понимают, что тут не нужно искать какую-то подоплеку, я это сделал абсолютно искренне.

- Вам удалось совместить в жизни два служения - церковь и баскетбол...

- На самом деле таких дел у меня гораздо больше. Мне очень нравится строительство, я интересуюсь юриспруденцией. К слову, сейчас получаю высшее образование, правда, пока техническое, но со временем планирую освоить и профессию юриста. Я умею общаться с людьми и хочу научиться защищать себя. Кроме того, очень люблю активный отдых - картинг, коньки, лыжи, боулинг. Это моя страсть.

- Значит, вы можете назвать себя счастливым человеком?

- Вы знаете, да. Считаю, что на протяжении жизни человек должен использовать свои таланты. Как правило, их несколько. Но получается так, что в погоне за деньгами люди вынуждены заниматься не тем, к чему чувствуют призвание, а тем, за что платят больше денег. А счастье как раз и заключается в том, чтобы заниматься любимым делом, а тебе еще платили за это деньги.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Леонид СТЕФАНИШИН родился 7 июня 1985 года в Киеве. Рост 200 см, вес 87 кг.

Играл за БК «Киев» - КСЛИ. В 2002 году перешел в киевский «Будівельник», где стал одним из ключевых игроков.

В 2005-м дебютировал в национальной сборной Украины, за которую провел 6 поединков. Весной 2008 года принял решение оставить спорт и быть священником. В конце 2009 года вернулся в «Будівельник».

А В ЭТО ВРЕМЯ

Моисея объявили в международный розыск

По данным МВД, лже-патриарх скрывается в Канаде

Осенью прошлого года церковь - не зарегистрированная Украинская автокефальная каноническая, в которой состоит Леонид Стефанишин, погрязла в жутком скандале. Несколько  ее прихожанок обвинили своего духовного отца, патриарха Моисея (настоящее имя Олег Кулик) в изнасилованиях. Якобы он привозил прихожанок к себе домой, спаивал из спиртными напитками, куда подмешивал некий порошок. То, что происходило дальше, сам Моисей называл "непорочным зачатием", и если бы женщины забеременели  от него - то это, по его мнению, были бы Божьи дети. "Комсомолка" написала об этой секте - именно так назвали церковь те прихожане, которым открылись преступления Кулика, когда за дело взялась милиция (см. «КП» за 17 ноября и сайт kp.ua). Уголовное дело возбудили по факту посягательства на здоровье людей под предлогом религиозных обрядов. По этой статье Кулику светит до трех лет тюрьмы, а если докажут, что среди жертв была несовершеннолетняя, то все пять.

- Как только разгорелся скандал, Моисей смог сбежать за границу, - говорит начальник ЦОС ГУМВД в Киеве Владимир Полищук. - Но сейчас его уже объявили в международный розыск. Его ищет Интерпол. По нашим данным, сейчас он находится в Канаде.

Любопытно, что  далеко не все прихожане церкви отказались от своего лидера. С октября горстка людей (около 30 человек) продолжают отстраивать церковь, ходят на молебны.

Тогда же в храме побывала и корреспондент "КП". Именно Леонид Стефанишин тогда защищал Моисея, и наверняка до сих пор не верит в его преступления. Казалось, что он и те люди, для которых патриарх остался духовным лидером, не хотят открывать глаза на его преступления. Ради него они устраивают пикеты под МВД, Генпрокуратурой, пишут гневные отклики на сайтах, порочащих Кулика.

"Неужели так ослепли?" - возникал тогда единственный вопрос. Впрочем, как и тогда церковь, гремевшая на всю страну - не опустела. Ее прихожане ждут возвращения лидера, который пока предпочитает общаться с ними через Интернет. Вероятно, страшась того, что здесь в Украине его может постичь не только уголовное наказание, но и самосуд тех, чьи жены и дочери стали невольными жертвами своей веры.