Это при том, что на протяжении длительного времени она неизменно была первой, а в 2008-м даже установила отечественный рекорд, когда ее услугами воспользовались 2,51 млн чел., а объем ее авиаперевозок среди украинских компаний составил 40,5%.
Но сейчас компания переживает не лучшие времена. Осенью пилоты компании даже проводили забастовку. Говорят, виноваты в этом как кризис, так и прежнее руководство компании, которое после вышеупомянутых событий пришлось поменять. После этого акционерам стали известны некоторые факты и подробности изменения корпоративной структуры, в результате чего они были вынуждены подать в суд, чтобы оспорить отдельные прежние сделки. Об этом мы решили поговорить с секретарем наблюдательного совета ЗАО «АэроСвит» Максимом Юхименко.
СУД ДА ДЕЛО
- Максим, нам стало известно, что нидерландская компания Gilward Investments подала иск в Хозяйственный суд Киевской области. В чем суть этого иска?
- Да, я как представитель голландских акционеров «АэроСвита» могу прояснить ситуацию. После смены руководства компании, когда мы проверяли документы, нам стало известно, что компания «ГенАвиаИнвест» в 2004 году купила акции
«АэроСвита» незаконно. Напомню, что «ГенАвиаИнвест» стала акционером
«АэроСвита» еще в октябре 2004 года. Тогда компания купила почти 25% акций авиаперевозчика у агентства воздушных сообщений и туризма «Аэротур».Однако согласно уставу «АэроСвита» компания Gilward Investments имела право первоочередного выкупа акций компании, так как на тот момент она уже являлась акционером, а
«ГенАвиаИнвест» не владела акциями авиакомпании. Таким образом, было нарушено первоочередное право Gilward Investments на покупку «АэроСвита». В связи с этим мы подали иск в суд и хотим признать ту сделку незаконной.
КОГДА ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ
- Но, насколько нам известно, существует исковая давность по таким делам. Если не ошибаюсь, она составляет три года?
- Дело в том, что в составе учредителей компании Gilward Investments произошли изменения - из нее вышел Аарон Майберг. Мы, представители нового совладельца компании Gilward Investments, получили доступ к документации и смогли проанализировать их деятельность буквально несколько месяцев назад. Естественно, потратили какое-то время на ознакомление с бумагами. И когда обнаружили, что права компании Gilward были нарушены, тут же подали в суд. В связи с этим, я считаю, в данном случае нельзя применять норму законодательства о сроке исковой давности.
- Кто является ответчиком по делу?
- В качестве ответчиков выступают несколько лиц. Это и «Авиатур», и «ГенАвиаИвест», и компания-регистратор, и бывший регистратор, и брокер, который проводил сделку. Кроме того, ответчиком является и компания «АэроСвит» - это необходимо согласно нашему законодательству.
Мы во всем стараемся соблюсти законность, чтобы потом по этому делу не было никаких вопросов. Для этого мы привлекли в качестве третьей стороны и Фонд госимущества, ведь ФГИ тоже имеет право на выкуп акций наравне с компанией Gilward Investments.
- А может ли бывшее руководство понести наказание за свои действия?
- Нет, это скорее вопрос деловой этики. То есть тут может пострадать только деловая репутация отдельных лиц.
- Когда был подан судебный иск?
- Мы подали иск 22 февраля, суд принял дело к рассмотрению. Первое заседание было назначено на 9 марта, но одна из сторон подала отвод коллегии судей. Сейчас председатель суда рассматривает данное ходатайство ответчика. Я думаю, что в ближайшее время должна быть назначена коллегия судей и дело начнет рассматриваться. Хозяйственно-процессуальным законодательством определено, что суд должен разобраться в этой ситуации в течение двух месяцев. Рассмотрение дела может затянуться только в исключительном случае и с согласия всех сторон. Как правило, суды справляются за отведенный им по закону срок.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - САМОЛЕТЫ
- А в это время компания будет работать нормально?
- Текущая деятельность авиакомпании ни в коем случае не будут затронута. Компания Gilward Investments пытается помочь «АэроСвиту» всем чем может. Мы принимаем участие во всех собраниях акционеров, голосуем за необходимые решения. Поэтому на деятельности компании этот судебный иск никак не скажется.
- Насколько я помню, конфликт вокруг акций компании не в последнюю очередь происходил из-за участка земли в Крыму, который принадлежит «АэроСвиту». Интересует ли «ГенАвиаИнвест» деятельность компании, связанная с авиацией?
- Представители компании «ГенАвиаИнвест» иногда приходят на заседания наблюдательного совета, но со странной позицией - в подавляющем большинстве случаев они попросту воздерживаются от голосования по важным для авиакомпании вопросам. Похожая ситуация и с общим собранием акционеров. За последний год созывалось уже 4 собрания, но ни Фонд госимущества, ни представители компании «ГенАвиаИнвест» на них не приходили.
А что это значит? Нынешний руководитель компании работает в статусе исполняющего обязанности генерального директора. Естественно, это не придает уверенности ни компании, ни ее руководству. Что касается участка земли в Форосе, то на протяжении всего прошлого года «ГенАвиаИнвест» неоднократно предлагала наблюдательному совету выкупить этот участок земли на специфических условиях. Но мы не пошли на это. Поэтому я могу сделать предположение, что это был их основной интерес в хозяйственной деятельности авиационной компании. По крайней мере никаких попыток поддержать компанию «АэроСвит» в нелегкое кризисное время «ГенАвиаИнвест» не предпринимал. В свою очередь могу пообещать, что мы на первое место будем ставить именно развитие новых направлений, обновление авиапарка и делать все, чтобы пассажирам было приятно летать самолетами «АэроСвита»
НАША СПРАВКА
Компания «АэроСвит» - Украинские авиалинии» создана в 1994 году. Сегодня является одним из крупнейших украинских авиаперевозчиков, оперирует широкой маршрутной сетью и самолетным парком, состоящим из 16 судов Boeing. «АэроСвит» обслуживает более 50 международных воздушных линий, включая 5 трансконтинентальных, а также обеспечивает доставку пассажиров в крупнейшие административные и региональные центры Украины.
По данным компании, ее акции распределены так: